04.05.2016

Главным событием года для рынка коммерческих перевозок стал запуск системы оплаты «Платон». Шумиха, поднятая вокруг нововведения, уже улеглась, а тарифы на проезд заморозили до конца года. Тем временем грузоперевозчики считают убытки и думают, как им работать дальше.

Cистема «Платон», взимающая плату с грузовиков при проезде по федеральным трассам, функционирует почти полгода; за это время в бюджет страны от проезда 12-тонных грузовиков поступило более 6,1 млрд руб. Тариф 1,53 руб. за километр, действующий с ноября 2015-го, решением правительства заморожен до конца 2016 года, хотя планировалось увеличить его вдвое с 1 марта. Собранные деньги пока никуда не тратятся: их направят на финансирование крупных региональных проектов (мосты, тоннели и другие объекты), которые строятся на условиях государственно-частного партнерства. Окончательное решение о судьбе денег примет правительственная комиссия по транспорту, сообщил РБК+ представитель пресс-службы Минтранса.

ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ

Влияние «Платона» на рынок грузоперевозок эксперты оценивают по-разному. Заведующий научно-исследовательским отделом «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом» НИИАТ Иван Батищев считает, что драматизировать ситуацию не стоит, так как тарифы практически не изменились. По его словам, при тарифе 1,5 руб. за километр рейс протяженностью 1000 км подорожает на 1,5 тыс. руб. При этом стоимость фрахта 20-тонного большегруза — от 60 тыс. до 80 тыс. руб. Таким образом, резюмирует Иван Батищев, рост цен на перевозки из-за «Платона» незначителен — от 2,5 до 5%, причем по мере увеличения дальности ценовая прибавка чувствуется все меньше. «Перевозчик от этого практически не страдает, — говорит эксперт. — Ведь понесенные расходы он, как правило, выставляет грузоотправителю, который должен компенсировать их. Конечно, иногда бывают ситуации, когда заказчик с выставленным счетом не согласен, тогда начинаются споры».

В НИИАТ считают, что повышать тарифы компаниям сейчас вообще невыгодно, потому что рынок автоперевозок высококонкурентный и можно легко потерять клиента. Европейский опыт показал, что после ввода аналогичных «Платону» систем взимания платы цены не выросли. Помимо этого, отметил Иван Батищев, «Платон» работает только на федеральных дорогах, а их протяженность (порядка 50 тыс. км) — это 5% от всех дорог в России. Проезд по региональным и муниципальным дорогам по-прежнему бесплатен.

В пресс-службе Минтранса на запрос РБК+ ответили, что экономические основания для существенного роста тарифов на грузовые перевозки в связи с запуском системы «Платон» отсутствуют. «Контроль за возможными отдельными спекуляциями на рынке осуществляется компетентными органами, в том числе антимонопольной службой», — отметил представитель ведомства. В министерстве, по сути, подтвердили аргументы НИИАТ: действующий тариф 1,53 руб. за километр составляет около 5% от стоимости перевозки грузовым автотранспортом. «Учитывая тот факт, что стоимость доставки товара составляет приблизительно 10% от конечной стоимости продукта, функционирование системы «Платон» оказывает влияние на увеличение стоимости товаров в пределах 0,5%, то есть всего на несколько копеек, — отметили в Минтрансе. — Это практически безболезненно для потребителя».

В действительности схема перевозок гораздо сложнее, говорят опрошенные РБК+ эксперты. Президент Российской ассоциации перевозчиков Владимир Приказчиков рассказал, что очень редко все сводится к простому перемещению груза из пункта А в пункт Б с последующей оплатой заказчиком. Цена складывается с учетом сразу нескольких логистических цепочек, в которых могут быть задействованы как автомобильные, так и комбинированные виды перевозок (железнодорожные, водные и т.д.). Каждое из этих звеньев стало немного дороже из-за «Платона», а суммарное подорожание ощущается сильно.

По словам Владимира Приказчикова, когда «Платон» только задумывался в 2011 году, планировалось, что перевозчики просто будут выставлять счет грузоотправителю за проезд по федеральной дороге. Для этого в товарной накладной даже предусмотрена специальная графа. Текущая напряженность связана отчасти с тем, что грузоотправитель и перевозчик в России редко работают напрямую из-за особенностей законодательства, объясняет эксперт. Обычно между ними существует прослойка из всевозможных посредников. Связано это с тем, что крупному ретейлеру нужно вернуть НДС, а перевозчики, зарегистрированные в качества ИП, этого сделать не могут. По словам эксперта, многие такие фирмы в конце года просто закрываются, налоги не платят, в результате в казну не поступает ежегодно 800–900 млрд руб.

«К сожалению, в этом году не удастся избежать повышения тарифов, — признается руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. — Компания до последнего удерживала тарифы на уровне 2012 года». Директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Андрей Попов сказал, что на один грузовик, работающий на международных перевозках, затраты на «Платон» составляют сегодня в среднем 18–21 тыс. руб. в месяц, что является весьма существенной суммой «с учетом текущей маржинальности автомобильных перевозок».

Согласно данным Российской ассоциации перевозчиков, заработок самих перевозчиков после запуска «Платона» упал на 15–18%. Из-за большого количества посредников, объясняет Владимир Приказчиков, непосредственно до работника доходит в лучшем случае 20% от суммы, которую заплатил клиент за перевозку. Падение же цен на перевозки связано с рядом негативных факторов: ростом цен на топливо (по данным агентства «Кортес», бензин АИ-92 подорожал в 2015 году на 5%, солярка — на 3,5%), снижением реальной покупательной способности рубля, общим падением спроса на перевозки из-за экономического кризиса при сохранении высокой конкуренции на рынке.

ЗАПЛАТИЛ НАЛОГ — ЕЗЖАЙ СПОКОЙНО

С целью успокоить перевозчиков власти реализуют компенсацию расходов, понесенных ими из-за работы «Платона». Президент Владимир Путин, выступая на пресс-конференции в декабре 2015-го, заявил, что, вместо того чтобы перегружать компании «различными поборами», можно было бы ввести «недорогой патент» для перевозчиков. Правительству РФ поручено подумать над этим, но подробностей пока нет. В конце апреля правительство одобрило проект закона, предусматривающего налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон». «Сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, будет уменьшена на сумму, уплаченную в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в этом налоговом периоде», — пояснили в пресс-службе правительства действие документа.

Это как раз тот вариант, который в качестве компромисса предложил Минтранс. Однако перевозчики отнеслись к этой идее скептически. По мнению начальника управления организации грузовых перевозок DPD в России Сергея Власова, налоговый вычет лишь частично компенсирует затраты перевозчиков на оплату проезда. «Величина транспортного налога на ТС фиксированная, а затраты на оплату проезда постоянные, и стоимость будет зависеть от интенсивности использования транспортного средства для выполнения перевозок груза», — пояснил он.

Эксперт привел следующий пример: затраты на оплату проезда по федеральной дороге автомобиля грузоподъемностью 20 т из Москвы до Новосибирска составляют около 6,3 тыс. руб. за один рейс, а отмена налога для такой машины компенсирует компании лишь стоимость 10–12 рейсов. «Интереснее было бы увязать компенсацию затрат на проезд, например, со скидкой на стоимость топлива: проехал автомобиль сколько-то километров по федералке — владелец получает соответствующую скидку на количество топлива, потраченного на проезд этого расстояния», — говорит Сергей Власов.

Игорь Алексашов исходит из иной калькуляции. Средний пробег большегруза в сегменте грузоперевозок — 100–180 тыс. км в год. Значит, при ставке 1,53 руб. за километр затраты перевозчика на «Платон» составляют 150–275 тыс. руб. в год. Транспортный налог с фуры — примерно 20 тыс. руб. в год. «То есть вычет транспортного налога — это вычет в размере от 7 до 13%, — пояснил Алексашов. — При росте тарифа до 3 руб. за километр размер вычета сократится до 4–7%». По его мнению, полная отмена налога была бы для бизнеса предпочтительнее: «Это минус одна операция для бизнеса, а ввод вычета — это плюс одна или несколько операций. Нужно будет собрать и предоставить либо оператору «Платона» информацию об уплаченном налоге, либо налоговой инспекции об объеме оплаченных километров в данной системе».

Владимир Приказчиков, в свою очередь, отмечает, что падение цен на перевозки спровоцировало уход многих предпринимателей в серый сектор рынка. «Платить все налоги и при этом работать, кормить семью и содержать автомобиль просто невозможно в данных условиях. Поэтому налоговый вычет, думаю, особого эффекта не даст и работать в белую людей не заставит. Все равно этот вычет компенсирует копейки из реальных затрат», — считает эксперт.

Ярослав Смирнов

РБК+, 29 апреля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики