Конституционный суд РФ (КС) признал законным функционирование системы «Платон». По мнению судей, взимание платы с владельцев грузовиков не является налогообложением, а выбор в качестве оператора компании «РТ-Инвест» — законное право государства. При этом, оговорились в КС, поднять тарифы за проезд можно только федеральным законом. Депутаты от КПРФ, которые являются инициаторами разбирательства, и дальнобойщики по-прежнему уверены: «Платон» несправедлив.
Оглашение решения КС вчера началось с опозданием — судьи до последнего момента корректировали формулировки. Прямое нарушение Конституции высший суд усмотрел лишь в п. 4 Правил взимания платы с владельцев грузовиков (установлены постановлением правительства N504). Он не исключает возможности принятия оператором «нормативных актов властно-распорядительного характера» по установлению «порядка внесения платы и перечисления ее в бюджет». До 15 ноября 2016 года эта норма должна быть исправлена правительством, до этого водители оплачивают проезд на основе действующих правил.
Напомним, система «Платон» (расшифровывается как «Плата за тонну») заработала с 15 ноября 2015 года. Владельцы грузовиков массой более 12 т обязаны платить 1,5 руб. за 1 км за проезд по федеральным трассам, компенсируя ущерб дорогам. В связи с запуском «Платона» осенью 2015 года по России прокатилась волна протестов дальнобойщиков, после чего 92 депутата КПРФ обратились в Конституционный суд с требованием проверить законность нормативных актов, на базе которых работает система. Все претензии коммунистов можно свести, по сути, к двум тезисам. Первый: взимаемая плата — это налог. Он должен устанавливаться Налоговым кодексом, а не постановлением правительства РФ. Вторая претензия — в дублировании налогообложения: владельцы грузовиков уже платят топливный акциз и транспортный налог. Кроме того, в КПРФ возмущены тем, что оператором «Платона» является компания РТИТС, назначенная решением правительства без каких-либо конкурсных процедур.
Эти претензии КС отверг. По мнению судей, речь о двойном налогообложении не идет, так как транспортный налог вносится за транспортное средство и зависит от мощности двигателя, а «Платон» берет плату с владельцев грузовиков за пройденное расстояние. Что касается участия РТИТС, то, по мнению КС, «решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым».
При этом КС дал ряд наставлений по поводу развития «Платона». Так, законодатели и правительство обязаны «не допускать избыточность налагаемого на собственников большегрузов финансового бремени»: платежи должны регулироваться на основе «целесообразности и экономической обоснованности». Напомним, повышение платы за проезд запланировано уже на конец 2016 года. Тарифы должны рассчитываться так, считает КС, чтобы размер платы не превышал стоимости «дополнительного вреда», причиняемого большегрузами по сравнению с легковыми автомобилями. Кроме того, цены могут быть повышены только после «указания на такую возможность в федеральном законе и с предоставлением плательщикам гарантии адаптации к такому повышению». Оператор системы, в свою очередь, не вправе применять «меры административного принуждения, подменяя собой органы публичной власти», а также произвольно ограничивать доступ плательщика к использованию системы. КС запретил оператору также распоряжаться средствами, внесенными в счет платы «в иных целях, кроме перечисления их в федеральный бюджет».
«Постановление КС полностью подтверждает правовую позицию компании-оператора»,— заявил «Ъ» директор по правовым вопросам РТИТС Михаил Попов. Комментируя позицию КС по поводу права компании принимать «нормативно-правовые акты, определяющие порядок взимания платы» (следует из текущей редакции правил, по мнению КС), господин Попов заявил, что «оператор так никогда не считал». «Вопросы нормативного регулирования — это вопросы законодателя,— отметил он.— Мы не устанавливаем нормы права, поэтому для нас в данном случае ничего не изменилось». «Федеральное дорожное агентство согласно с выводами, сделанными судьями в ходе разбирательства дела»,— заявили «Ъ» в пресс-службе Росавтодора.
В КПРФ вчера не скрывали разочарования. «Я рассчитывал, что суд удовлетворит требования хотя бы частично,— заявил «Ъ» депутат Юрий Синельщиков, представлявший интересы заявителей в суде.— Надо проанализировать решение в письменной форме, может быть, станет понятно, где мы допустили ошибки. Мы по-прежнему убеждены: система «Платон» несправедлива. И очень странно, что какая-то коммерческая структура занимается ее обслуживанием, получая миллиарды, которые могли бы идти в регионы». Напомним, что по концессионному соглашению РТИТС в 2016 году должна получить от государства 7,9 млрд руб. в качестве компенсации затрат на создание системы двумя траншами. На данный момент оператор собрал с владельцев грузовиков 8,6 млрд руб., до конца года Минтранс ожидает, что сборы превысят 20 млрд руб.
«Ничего удивительного не произошло,— говорит глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.— Ведь государство заранее подвело законодательство и нормативную базу под «Платон», так что юридически придраться не к чему. При этом система остается несправедливой и неэффективной». Господин Войтко напомнил, что «Платон» задумывался как средство сбора денег на поддержку крупных региональных дорожных проектов (мосты, развязки и т. д.). Однако по факту этого не произошло: процедура выбора таких объектов затянулась, правительство решило направить 10,8 млрд руб., которые будут собраны «Платоном», в 24 региона на срочный дорожный ремонт, о чем «Ъ» сообщал 25 мая (в Росавтодоре обещают, что в июле средства дойдут до адресатов). Господин Войтко также отметил, что в результате многие водители стали пользоваться бесплатными региональными дорогами, которые теперь «гробятся грузовиками». «Губернаторы уже воют, но об этом пока не говорят,— считает Валерий Войтко.— А все потому, что проект «Платона» изначально не просчитали».
Иван Буранов, Анна Пушкарская
Коммерсантъ 31 мая 2016 года