Региону необходима cтратегия развития дорожно-транспортной отрасли, заявили на пресс-конференции 31 мая депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.
Характеризуя состояние дорог региона, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев сослался на оценки, прозвучавшие во время недавнего Международного форума «Транспорт Сибири». Как заявил в рамках форума глава «Росавтодора» Роман Старовойт, «федеральные дороги уже с 2014 года вышли на 100-процентное финансирование содержания. У нас соответствует нормативу по содержанию так называемая опорная сеть. Но на большей части дорог региона финансирование находится на уровне от 30% до 40% от норматива содержания автодорог. Строим порядка 9 км дорог в год, а капитальный ремонт составляет порядка 200 км. Живем по средствам».
Продолжает оставаться острой и проблема сельских дорог. Почти пятая часть наказов от избирателей региона касаются транспортного обслуживания. «Первоочередные вопросы — по сельским дорогам, так называемым «непроезжим» маршрутам, когда состояние дорог между населенными пунктами не соответствует нормативным требованиям. Также речь идет о безопасности школьных маршрутов. Чтобы привести их в проезжее состояние, нужно порядка 250 млн рублей. В этом году по программе развития автодорог и программе безопасности на эти цели будет направлено 130 млн рублей, то есть половину школьных маршрутов области в этом году приведем в порядок», — сообщил Федор Николаев.
По мнению заместителя председателя Законодательного собрания Валерия Ильенко, ситуация с транспортной доступностью в регионе «не ухудшилась, но и не улучшилась»: «Большое опасение вызывает транспортное обслуживание населения в муниципальных образованиях. Амортизация транспорта составляет там более 80%, он требует немедленной замены, а значит, больших финансовых затрат. Без государственной поддержки, самостоятельно, предприятия не смогут приобрести транспорт», — убежден Валерий Ильенко. К тому же он добавил, что не все банки и лизинговые компании идут навстречу.
В 2016 году объем дорожного фонда области составил 7,2 млрд рублей. Средства, полученные от штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные камерами фото- и видеофиксации, в этом году по предложению областного правительства были направлены в бюджет Новосибирской области. Кстати, в 2015 году благодаря этому источнику дорожный фонд имел более миллиарда рублей. «Правительством было предложено штрафы от фото- и видеофиксации исключить из дорожного фонда на 2016–2018 годы. Однако комитет рекомендовал сессии не принимать закон на 2017–2018 годы. Так что с 1 января 2017 года эти средства будут поступать в дорожный фонд, — с удовлетворением отметил Федор Николаев и добавил, что грядут изменения. — На госсовете в Ярославле, связанном с безопасностью автомобильных дорог, был дан ряд поручений правительству. Первое — окрасить деньги от тех пресловутых штрафов. Это нужно для того, чтобы регионы не баловались, не направляли эти деньги по своему усмотрению. Важно, чтобы средства шли адресно на пополнение дорожного фонда. Второй вопрос — 2 рубля акцизов. В двух чтениях вопрос об увеличении акцизов уже рассмотрен. Принято решение, что 1 рубль пойдет на регион. По предварительному расчету, для области это порядка 0,5 млрд рублей. Регион сам будет принимать решение, куда их направить. Деньги пока не пришли, но уже подписано соглашение о передаче региону 562 млн рублей федеральных трансфертов. В прошлом году они составили 1 млрд 100 млн рублей. Фактически в два раза просели. Благодаря одному рублю от акцизов мы попытаемся дойти до уровня прошлого года. Плюс чуть более 60 млн рублей мы должны получить еще по программе развития сельских территорий — вот федеральные трансферты, на которые можно рассчитывать в этом году», — подытожил Федор Николаев.
Дефицит финансов заставляет решать вопрос приоритетов и максимально эффективного расходования средств. «Неоднократно на заседании комитета высказывалось предложение о необходимости единой концепции дорожно-транспортного развития Новосибирской области, которая будет синхронизирована с программой дорожного развития Новосибирска, Новосибирской агломерации и сельскими территориями. На сегодня такой стратегии нет, — заявил председатель комитета Федор Николаев. — Единого понимания нет. На мой взгляд, мы теряем время. Нужна единая концепция, когда мы понимаем приоритеты развития города как центра агломерации и одновременно приоритеты области по развитию аграрного сектора и промышленности. И в этой тематике развиваем дорожно-транспортную инфраструктуру».
Федор Николаев убежден, что определение приоритетов необходимо еще и для того, чтобы по первоочередным объектам была подготовлена вся проектно-сметная документация. Тогда в случае поступления средств деньги будут незамедлительно направлены на реализацию проекта.