У многих перевозчиков по всей стране вызвало большой интерес принятое в мае 2016 г. Арбитражным судом Магаданской области решение по делу № А37-66/2016. Компания «Магаданэнерго» успешно обжаловала в суде предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области. Суд признал недействительным один из пунктов предписания, на основании которого Управление оштрафовало компанию за то, что на ее автомобилях установлены тахографы «не той модели», без блока СКЗИ (система криптографической защиты информации). Суд подтвердил, что приказ Минтранса № 36 в части наличия блока СКЗИ носит рекомендательный характер. В интернете даже стали трактовать это решение суда как разрешение на эксплуатацию аналоговых тахографов, хотя известно, что государство требует от перевозчиков к первому июля 2016 г. заменить аналоговые тахографы на цифровые.
По нашей просьбе комментарий к «магаданскому делу» дал юрист СААП Александр Юбков:
Арбитражный суд установил, что п. 1 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» относит требования к тахографам в исключительную сферу технического регулирования, постольку применительно к тахографам действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Пункт 65 Приложения № 10 «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств» ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 определено, что тахографом должны обеспечиваться:
— показания скорости движения,
— показания пройденного пути,
— показания текущего времени,
— показания сигнала о превышении заданной скорости,
— показания сигнала о нарушениях в работе тахографа,
— регистрация скорости движения,
— показания пройденного пути,
— показания времени управления транспортным средством,
— показания времени нахождения на рабочем месте и времени других работ,
— показания времени перерывов в работе и отдыха,
— показания случаев доступа к данным регистрации,
— показания перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд,
— показания перерывов в подаче импульсов от датчика движения.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 ст. 4 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ «О техническом регулировании», применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 4 ФЗ № 184 «О техническом регулировании» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Из содержания ст. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, п. 65 Приложения № 1 «Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» и п. 65 Приложения № 10 «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств» следует, что Технический регламент не содержит требований к наличию навигационных модулей и блоков системы криптографической защиты информации (СКЗИ/НКМ). Следовательно, использование и установка тахографов с блоком криптозащиты СКЗИ не является обязательным.
Таким образом, обязательным условием является наличие у тахографа Сертификата соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств».
Сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза выдается после проведения испытаний на соответствие требованиям действующих Технических Регламентов и является документом, которым удостоверяется соответствие продукции требованиям, установленным в Таможенном союзе, т.е. его наличие позволяет выпускать продукцию в обращение на территории любой страны, входящей в ETC, без дополнительных разрешений и документов.
При указанных обстоятельствах следует, что нормы Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213, приказов Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273, предусматривающие предъявление каких- либо дополнительных требований к тахографам, противоречат нормам международного Договора о Евразийском экономическом союзе, имеющему большую юридическую силу, а также нормам ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, принятого на основе международного законодательства.
Однако, суд отменил Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, не только в связи с тем, что установка тахографов с блоком криптозащиты СКЗИ не является обязательном, но и по формальному основанию, а именно в связи с тем, что Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при составлении акта проверки и самого предписания были нарушены положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, устанавливающего обязательные требования к проведению проверок.
В настоящий момент НК «Содействие развитию тахографических систем» подало жалобу на Решение Арбитражного суда Магаданской области по делу А37-66/2016, Определением 6 Арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 года апелляционная жалоба НП «Содействие развитию тахографических систем» оставлена без движения по формальным основаниям.
В связи с чем, для того чтобы в дальнейшем использовать указанное решение суда при общении с УГАДН, необходимо дождаться рассмотрения вышеуказанной апелляционной жалобы, вступления Решение Арбитражного суда Магаданской области по делу А37-66/2016 в законную силу.