20.07.2016

Владельцы грузовиков будут платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Это нововведение содержится во внесенном в Госдуму законопроекте. Новый сбор способен принести в местные бюджеты миллиарды рублей. В Госдуме идею назвали преждевременной: субъекты федерации скоро и так получат деньги от федерального «Платона» — сначала надо посмотреть, как их используют, а потом думать о дополнительных сборах.

Поправки к закону «Об автомобильных дорогах» в Госдуму внесли представители заксобрания Краснодарского края. Региональные власти получат право взимать плату за проезд по местной дорожной сети с владельцев большегрузных автомобилей (массой более 12 т), запустив аналог системы «Платон». Собранные за проезд деньги, как следует из законопроекта, направят в региональные бюджеты.

Напомним, система «Платон» запущена 15 ноября 2015 года, действующий тариф за проезд по федеральным трассам — 1,5 руб. за 1 км. Сбором денег занимается компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). За восемь месяцев собрано более 11 млрд руб., к концу года ожидается сумма в 20 млрд руб. Решением правительства 10,8 млрд руб. будет направлено в регионы на ремонт дорог, находящихся в критическом состоянии. Часть средств в перспективе пойдет на софинансирование крупных дорожных строек.

После запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью, что привело к ее «интенсивному разрушению», пишут депутаты Краснодарского края. «Это требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов» — говорится в пояснительной записке. По мнению краснодарского депутата Алексея Гусака (курирует проект), оплата проезда в рамках регионального «Платона» должна быть сопоставимой с ценами за проезд по федеральным трассам.

В регионах идею Краснодарского края поддержали. Вопрос об этом поднимался еще на стадии обсуждения федеральной системы, напомнил зампред комитета по транспорту заксобрания Новосибирской области Сергей Титков: «Рано или поздно этот вопрос придется решать, но с политической точки зрения перевозчики воспримут его неоднозначно». Инициативу поддержали и в нижегородском минтрансе: по предварительным оценкам ведомства, сумма сборов от новой системы может превысить 1 млрд руб. в год. В министерстве также отметили, что, выбирая инвесторов для проекта, целесообразнее всего сотрудничать с РТИТС, чтобы интегрироваться с федеральной системой. Филиал компании в Нижегородской области уже высказал готовность реализовать начинание в случае принятия решения Госдумой, добавили в областном минтрансе. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко ранее заявлял, что регион неоднократно выступал с предложением запустить в регионе пилотный проект новой системы. По оценкам регионального комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, запуск регионального «Платона» может принести Ленинградской области более 7 млрд руб. в год.

Отметим, что федеральный «Платон» запускался в 2015 году на фоне массовых акций протеста дальнобойщиков. По требованию КПРФ законность «Платона» была проверена Конституционным судом, о чем “Ъ” сообщал в начале июля, но нарушений найдено не было. «Региональные проекты, которые пойдут “в фарватере Платона”, будут защищены этим прецедентом»,— говорит юрист компании Herbert Smith Freehills Яна Иванова.

Зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен назвал законопроект «преждевременным». Он напомнил, что деньги, собранные от «Платона», в том или ином виде будут направлены регионам. «Нужно, чтобы система еще несколько лет поработала, чтобы можно было оценить конкретный эффект на местах: куда пошли собранные деньги, какие объекты были реализованы»,— пояснил он “Ъ”. Депутат отметил, у регионов есть и другие способы пополнения дорожных фондов — например, перераспределение налогов и сборов. Господин Тен напомнил, что протяженность федеральной сети дорог — 52 тыс. км, а региональной сети — «сотни тысяч километров». «Если будет введена региональная система, то ее влияние на стоимость потребительской корзины будет значительно больше по сравнению c “Платоном”,— отмечает депутат.— Здесь нужно будет все тщательно просчитать с экономической точки зрения». Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина оценивала инфляционный эффект от запуска «Платона» в 0,1–0,2%.

В РТИТС законопроект не комментируют. «На сегодняшний день заявления отдельных регионов о возможном введении системы “Платон” на региональных дорогах не имеют должных оснований,— заявили “Ъ” в пресс-службе Минтранса России.— Ранее в Госдуме уже рассматривались подобные инициативы, касающиеся предоставления регионам полномочий самостоятельно устанавливать сборы, они не были поддержаны депутатами». В Росавтодоре добавили, что проблема с разрушением региональных дорог преувеличена. «Объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден, так как приводит к удорожанию перевозки по сравнению с использованием федеральной трассы,— заявили “Ъ” в пресс-службе ведомства.— С момента запуска системы “Платон” не фиксируется значительного перераспределения грузопотоков с федеральной дорожной сети». Позицию Росавтодора поддержал и глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Уход грузопотока на региональные трассы — в пределах погрешности, это разовые случаи,— говорит он.— Думаю, идея поддержана не будет. По крайней мере до выборов точно».

Иван Буранов, Елена Морозова, Новосибирск; Анна Перова, Краснодар; Лидия Горборукова, Санкт-Петербург

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики