На днях Министерство транспорта РФ выступило с предложением увеличить тариф системы «Платон» и повысить акцизы на дизельное топливо. Инициативу критически восприняли профессиональные объединения дальнобойщиков, возникшие в прошлом году в преддверии появления денежных сборов за проезд грузовиков. С одним из учредителей Ассоциации грузоперевозчиков Тюменской области Владимиром Ардашовым пообщался корреспондент портала NashGorod.ru.
Владимир Иванович, здравствуйте. Расскажите, как появилась ассоциация грузоперевозчиков, что стало толчком к объединению водителей?
— Идея объединиться появилась после протестов в ноябре 2015 года. Тогда власти заявили о подготовке к вводу в строй системы «Платон». Именно несогласие с этой инициативой объединило малых предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. После осенних митингов мы решили создать ассоциацию. 15 ноября состоялось первое собрание участников. Кстати, аналогичные союзы появились тогда и в других регионах. Фактически, возникла целая сеть общественных организаций дальнобойщиков, по всей России, в каждом регионе. Все мы общаемся между собой и оказываем содействие друг другу.
Деятельность не ограничивается протестами и требованиями — мы развиваем систему взаимопомощи, помогаем коллегам из других регионов в случае поломок. Договариваемся о скидках для наших участников с поставщиками запчастей, автостоянками, мойками, шиномонтажными мастерскими. Сегодня в нашей ассоциации состоит 86 человек, в собственности этих людей находится порядка 200 единиц подвижного состава
Тяжело ли было создать ассоциацию? Оказывалось ли давление на участников со стороны госорганов?
— Серьезных трудностей при регистрации не возникло. Вообще, мы изначально делали упор на законности наших действий, избегали прямых конфликтов с представителями власти. 1 июня этого года мы получили документы о государственной регистрации (02:00). Препятствий нам не чинили. Были небольшие накладки с документами, но это однозначно была наша недоработка, которую мы оперативно исправили.
Какова основная задача объединения? Какие цели ставите перед собой?
— На сегодняшний день мы продолжаем борьбу с системой «Платон», которую считаем коррупционной. Мы категорически против такой практики, поскольку сама структура «Платона» предполагает, что деньги за пользование дорогой уходят не в Росавтодор, а в частную компанию. При этом никто не может сказать, какое количество денег получает эта контора.
Мы полагаем, что более оправдана система, применяемая в Казахстане — там увеличили размер акциза, реализовав принцип «кто больше ездит, тот больше платит»
Отметим, что «Платон» — это не единственное препятствие, которое появилось за последнее время в нашей работе. Недавно изменились требования к тахографам. Дошло до того, что приходится демонтировать заводские приборы и на их место ставить российские аналоги, оснащенные криптографической защитой. Стоят такие устройства около 50 тысяч рублей. С существующими ставками на перевозку груза не каждый водитель может позволить себе выделить такую сумму. В качестве аргумента в пользу тахографов власти называют необходимость регулировать режим труда и отдыха водителя. Но при этом никто не хочет смотреть правде в глаза. Мы живем в Сибири, здесь по полгода стоят сильные морозы, а инфраструктура для отстоя автомобилей развита недостаточно. Как завести машину после 11 часовой стоянки на обочине при температуре -20?
Как считаете, что приводит к появлению таких законов, реализация которых на практике почти невозможна?
— Сейчас сложилась такая тенденция, когда отраслями руководят «случайные люди». Очевидно, что эффективное регулирование транспортной отрасли будет возможно только тогда, когда во главу встанет человек, имеющий многолетний опыт работы в перевозках. Кто-либо из руководителей автопредприятий, например… Сегодня министерства и профильные комитеты состоят из юристов и экономистов. Словом, из менеджеров.
Вообще, мы считаем, что такое «правительство теоретиков» не способно как-либо улучшить ситуацию в стране, поэтому выступаем за его отставку.
Я убежден, что за последние 16 лет правления нынешней власти не сделано ничего, что может улучшить экономику. Мы остается «сырьевым государством», и большую часть доходов черпаем из продажи нефти. Любой скачок цен на углеводороды, и начинается кризис…
Но все-таки, когда появился «Платон», кому это было выгодно?
— На мой взгляд, в выигрыше осталась верхушка власти и лица, к ней приближенные. Тот же Ротенберг. И речь здесь не только о доходах, получаемых с водителей. Мы полагаем, что одной из задач системы «Платон» было смещение фокуса с автоперевозок на железнодорожный транспорт, т. е. хотели увеличить грузопоток РЖД за счет перекрытия кислорода водителям-дальнобойщикам.
Тем не менее, в условиях России заменить крупнотоннажные автоперевозки железнодорожными — это утопия.
Железная дорога работает медленно, к тому же подъездные тупики есть лишь у немногих предприятий. Выходит, груз надо довезти до вагона, погрузить, дождаться, пока он пройдет все сортировки, а затем снова погрузить в автомобиль и довезти до получателя. Это будет в 3–4 раза дороже, чем просто загрузить полуприцеп в пункте «А» и разгрузить в пункте «Б».
И каковы будут последствия повышения транспортных расходов?
Это в конечном итоге коснется каждого потребителя. У каждой цены, что вы видите в магазине, есть транспортная составляющая. Растет цена перевозки — растут цены.
Вообще, хочется обратить внимание на то, что само обоснование системы «Платон» построено на дезинформации.
Выступая за взимание платы с грузовиков, министр транспорта утверждал, что одна 40-тонная фура влияет на дорогу так же, как 30–60 тысяч легковых автомобилей.
Наши коллеги из Кирова обращались к профессорам местного института. Как посчитали инженеры, грузовик оказывает на асфальт давление всего лишь в 3 раза сильнее, чем легковушка. В свою очередь минтранс ссылается на некоторые исследования, которые до сих пор нигде не опубликованы.
Сейчас мы предполагаем, что цифра 30–60 тысяч «высосана из пальца». Если бы расчеты существовали в действительности, их бы опубликовали уже после первого протеста.
Но есть и другой аргумент. Сторонники «Платона» полагают, что существующая система — это реализация принципа «Пользователь платит»…
— Дальнобойщики изначально были согласны платить, финансировать строительство дорог. Мы предлагали повысить цену на топливо и направить деньги в дорожные фонды. Нас «услышали» — цену на топливо подняли, но при этом оставили и «Платон», и транспортный налог. Сейчас снова идут разговоры о повышении акцизов на дизтопливо…
Если смотреть на все предпринимаемые властями действия системно, то станет понятно, что в России идет работа по уничтожению частника, индивидуального предпринимателя и малого бизнеса в целом.
Вообще, это все напоминает какой-то захват рынка. Из отрасли выживают мелких игроков, после чего всю прибыль делят монополисты. И это происходит не только в грузоперевозках. В августе в Южном федеральном округе началась волна протестов среди фермеров.
Людей, занимающихся сельским хозяйством, довели до крайности — поставили в условия, при которых они не могут сдать урожай, у них отбирают земли, вытесняют с рынка. В итоге активисты решились на крайние меры и направились с тракторным пробегом в Москву.
Это все происходит сейчас, в конце августа. В федеральных СМИ эту акцию называют «Тракторным маршем». По последним данным, сейчас колонну остановили где-то под Ростовом. Мы внимательно следим, как развиваются события вокруг протеста аграрников. У нас с ними очень схожие проблемы… Оказываем им посильную поддержку.
Еще одна интересная новость поступила из Ростовской области — там депутаты предлагают создать аналог системы «Платон» для речного транспорта. Судя по всему, там полагают, что речные суда наносят вред акваториям рек. Все чаще законодательные инициативы граничат с абсурдом, и это печально, что абсурд проявляется там, где его в принципе быть не должно.
Есть ли какие-то положительные изменения, которых удалось добиться, благодаря работе ассоциаций?
Самое главное, мы донесли до многих людей информацию о том, что в действительности происходит. Мы высказали свою точку зрения на происходящие процессы в транспортной отрасли и обосновали ее. Объяснили, что система «Платон» — это не способ взимания платы, а метод наживы, причем пострадают от этого не только дальнобойщики, но и все окружающие. Весной удалось удержать тариф на уровне 1,53 рубля за километр. Небольшие результаты есть, будем работать дальше.
Каковы будут следующие шаги?
Будем и дальше действовать законными методами. Во многих регионах представители дальнобойщиков баллотируются в местные законодательные органы. Будем пытаться защищать права малого бизнеса, пользуясь депутатскими привилегиями. Важно понимать, что «Платон» — не единственная система, душащая малый бизнес. Существует много аналогов в других отраслях — тот же ЕГАИС в торговле, например. Политика правительства направлена не на развитие, а на ограничение и тотальный контроль. С этой парадигмой мы и намерены бороться.