Сегодня 27 декабря 2024

08.07.2008

Столько придется заплатить экспортерам при прокачке нефти за границу
Татьяна Конищева
«Российская Бизнес-газета» №661 от 8 июля 2008 г.

С 1 августа текущего года экспортная пошлина на нефть будет установлена на уровне 495,9 доллара за тонну против нынешних 398,1 доллара, сообщил заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович. Причина — рекордно высокие цены на нефть на мировых рынках.

В принципе, для экспортеров повышение пошлин давно не новость, так как это событие происходит шесть раз в год. Причем, если цены на нефть на мировых рынках начинают падать, чиновники честно снижают и пошлины. Но возвратимся к минфину. Как пояснил Сакович, «средняя цена мониторинга за май-июнь составила 123,36375 доллара за баррель, исходя из нее предельный размер пошлины будет установлен в размере 495,936 доллара за тонну». Что касается пошлины на светлые нефтепродукты, то пошлина на них также будет повышена с предыдущих 280,5 доллара за тонну до 346,4 доллара. На темные нефтепродукты она составит 186,6 доллара за тонну против нынешних 151,1 доллара. Вывод из этого один — нефтяники вновь кинутся повышать цены на бензин на внутреннем рынке, дабы добрать упущенную выгоду, которую они получили бы, отправив сырье на экспорт.

Однако отметим, доля лукавства в рассуждениях российских нефтяных компаний о том, что пошлины повышаются, а значит, и прибыли они получают меньше, либо остаются на том же уровне, все-таки есть. Как пояснили корреспонденту «РБГ» в минфине, с каждой экспортной тонны у владельцев нефтяных скважин остается почти 180 долларов. Если вычесть из этой суммы налог на прибыль, то чистыми получается около 138 долларов. Вот и вся арифметика.

Тем не менее, в преддверии августовского повышения экспортных пошлин, нефтяники постараются увеличить экспортные мощности, чтобы успеть продать подороже, а в казну заплатить поменьше. Росстат пока не дает статистику за полугодие экспорта нефти за рубеж. Но первые три месяца года показывают, что уровень наполнения труб, идущих на Запад и Восток, практически не снижался.

Что касается цен на бензин, то по последним данным Росстата, за неделю с 16 по 22 июня они повысились на 0,7 процента в среднем по стране. Рост цен был отмечен в 48 субъектах РФ, наиболее значительный произошел в Чите — на 4,4 процента. В 33 регионах средние цены на бензин не изменились. Снижение цен на 0,2 и 0,4 процента было зафиксировано соответственно в Костроме и Майкопе. Автозаправочные станции в Москве изменили ценники в сторону повышения на 0,7 процента, в Санкт-Петербурге — на 0,3 процента.

При этом нельзя не отметить тревожный факт — резкий рост цен на дизтопливо, которое стало стоить дороже, чем автомобильный бензин. Более того, в десяти городах его цена перевалила за отметку бензина марки Аи-95. Такой скачок приведет к росту цен на продукцию сельского хозяйства, так как все это происходит накануне уборочной кампании. А Россия и без того занимает первое место в Европе по росту цен на сельзохпродукцию.

Эксперты отмечают, что с экономической точки зрения в России произошло нечто вон выходящее за разумные рамки. Производство дизельного топлива по себестоимости во много раз дешевле производства того же бензина. Однако если средняя цена бензина по стране на 22 июня дошла до 22,4 рубля за литр, то дизтопливо вышло за отметку в 24 рубля за литр. При этом, отмечает Росстат, его производство в январе-мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 3,1 процента — до 27,88 миллиона тонн. Выросли и поставки на внутренний рынок — на 2,78 процента до 14,43 миллиона тонн. Однако значительные объемы идут и на экспорт, так как цена дизельного топлива растет во всем мире и доходы от продаж его в России практически равны тем, что производители получают в Европе.

Единственным видом топлива, где приостановился рост цен, оказался авиакеросин. Более того, нефтяники даже снизили цены для оптовых покупателей — до 29,5 рубля за тонну, однако реальная цена топлива от этого не изменится. Но хотя бы останется на какое-то время на том же уровне. Дело в том, что снижение на 500 рублей за тонну топлива не окажет никакого влияния, так как крупнейшие компании и раньше закупали керосин по цене 29,5 тысячи рублей за тонну. Так что эксперты не видят никаких перспектив для снижения цены на авиатопливо, и, отмечают они, в августе, скорее всего, надо ожидать очередного всплеска цен.

Между тем

Из штаб-квартиры ОПЕК пришло сообщение, что нефтяной картель не намерен собираться на внеочередную встречу, которая состоится в сентябре текущего года, в силу бесполезности. По мнению членов картеля, ОПЕК не может ничего сделать, чтобы изменить ситуацию на рынке. В частности, сказал министр энергетики и промышленности, заместитель премьер-министра Катара Абдалла бен Хамад аль-Атыйя, цены на нефть находятся вне контроля ОПЕК, передает агентство Reuters. При этом он считает, что нынешний объем добычи является вполне достаточным. Он подчеркнул, что причинами роста являются не недостаточные объемы добычи странами картеля, а продолжающееся падение курса американской валюты и общая мировая нестабильность.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики