Доллар за литр бензина — россиян напугали повышением цен на топливо. Накануне в соцсетях разошелся прогноз малоизвестной компании «Технологический процессинг и сервис». По данным аналитиков, цена в 60 руб. может стать реальной в начале 2019-го, а в конце года перешагнуть отметку в 90 руб. Все это происходит на фоне подорожания нефти на мировых рынках. Стоимость барреля марки Brent впервые с 2014 года пробила $85. Сколько будет стоить бензин?
Когда весной стоимость литра 95-го бензина достигла 45 руб., команду «стоп» пришлось давать лично Владимиру Путину. Цена в 60 руб. кажется ночным кошмаром автомобилистов. Но даже это не предел, пишет в своем докладе компания «Технологический процессинг и сервис». Широкой публике она неизвестна, но владелец частной автозаправки Денис знаком с ее деятельностью и считает, что прогнозу можно верить: «Такие же цены заложены для закупки бюджетными организациями топлива и ГСМ через АЗС по котировкам, которые утверждены уже приблизительно на 2019 год. В них есть небольшие изменения, может быть процентов на пять-десять».
Более того, шокирующий прогноз компании предназначен не для частников, а для государственных структур, например, станций скорой помощи, чтобы они могли прикинуть затраты и заключить контракты. Правда, в Российском топливном союзе не склонны доверять такому анализу, это похоже на спекуляцию, полагает исполнительный директор организации Григорий Сергиенко: «Повышение цен с Нового года — это очень больная тема. Сейчас чувствуется напряжение на всех уровнях власти. Чиновники дают гарантии, что никакого повышения цен не будет как до конца 2018-го, так и в начале 2019-го, поскольку будет задействован демпирующий механизм, и если ставки и повысятся в связи повышением налога на добавленную стоимость и акцизов, это будет компенсировано».
Демпфирующая надбавка, о которой так часто говорят в последнее время, — это досрочная выплата нефтяникам субсидий. Цель по-прежнему одна — сдержать цены. Можно ли сказать, что если государство платит производителям, значит, реальная цена бензина на внутреннем рынке и правда выше? Да, поэтому компании сейчас работают себе в убыток, подчеркивает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «Самая главная проблема — это то, что у нас убыточная нефтепереработка. Эти возвратные субсидии нефтепереработка начинает получать тогда и только тогда, когда оптовая цена находится внутри коридора 50,4-56 тыс. руб. за тонну по 92-му бензину. А эти значения выше текущих значений. И уже при существующих оптовых ценах маржинальность незначительная, потому что они усиленно сдерживаются».
Правда, в докладе говорится, что 60 руб. за литр — это максимальная цена контракта. По факту на заправке стоимость литра будет на несколько процентов меньше, рассуждает владелец АЗС Денис: «Если взять этот прейскурант, который сейчас везде вылез, и от него вычитать 20%, то это приблизительная цена розницы на заправках. Берем первый квартал, там напротив дизельного топлива стоит цена в 62 руб., значит, получается где-то в районе 50 руб.».
50 руб. за литр, конечно, лучше, чем 60. Но для водителей, которые еще недавно платили 30 руб., это вряд ли можно назвать хорошей новостью. По данным социологов, четверть россиян готова отказаться от личного автомобиля, в том числе из-за цен на бензин. Похоже, в следующем году такие мысли будут посещать россиян все чаще.
Ранее вышел прогноз Центробанка по ценам на бензин и дизельное топливо. По данным аналитиков регулятора, до конца года повышения ждать не стоит. В Минэкономразвития с этим согласились.