Сегодня 25 декабря 2024

29.12.2018

Уходящий 2018 год был богат на новости и события в области госрегулирования российской отрасли грузовых автомобильных перевозок. О наиболее значимых событиях, а также о их последствиях для участников рынка редакция ГиД побеседовала с директором по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александром Лашкевичем.
– Александр Олегович, в марте этого года вы заявили о том, что в России разрабатывается законопроект об автомобильных грузовых перевозках. Когда вы ожидаете его принятия и как он может повлиять на отрасль грузовых автоперевозок?

– То, что такой закон необходим, — бесспорно. В той редакции, которую мы обсуждали в марте 2018 года, документ, скорее всего, принят не будет. Были различные предложения, в том числе — создать реестр перевозчиков и внести его в Устав автомобильного транспорта.

Главное, что на проблемах, мешающих развитию и рентабельной работе грузового автотранспорта, в текущем году был сделан фокус. Мы надеемся, что в итоге это будет закон, который «обелит» рынок автомобильных грузовых перевозок и обеспечит равные и прозрачные условия работы для всех добросовестных перевозчиков.
– Насколько государство продвинулось за последние годы в регулировании отрасли грузовых автоперевозок? Нужно ли дальше усиливать регулирование данного рынка?

– Регулирование усилилось, и это сыграло позитивную роль в развитии отрасли. На наш взгляд, текущий уровень регулирования достаточно высок, но при этом отдельные аспекты требуют дополнительного усиления, в то время как другие, наоборот, подвергаются излишнему контролю.

Например, в настоящий момент отсутствует разделение водителей на профессионалов и любителей — и мы в ГК «Деловые линии» вынуждены вкладываться в собственные системы обучения, поскольку подготовки автошкол недостаточно.

С другой стороны, область контроля за перегрузкой транспорта уже избыточна. Так, свежая инициатива об оснащении датчиками малотоннажных машин (массой до 12 т) не несет реальной практической пользы.

– Какое влияние на рынок оказывают такие механизмы, как система «Платон» и АСВГК? Есть ли у бизнеса возможность взаимодействовать с государством по поводу работы этих систем?

– Контроль рынка необходим. Вместе с тем растут издержки компаний. Возможность взаимодействия с государством конкретно в данных вопросах почти отсутствует, поскольку эти механизмы (система «Платон», АСВГК) являются пунктами выполнения госпрограмм и их рамки четко определены.

– В 2019 году вырастет нагрузка на автоперевозчиков за счет увеличения НДС, роста цен на топливо и отмены льгот по транспортному налогу. Как это отразится на рынке грузоперевозок и конкретно на деятельности вашей компании?

– Очевидно, что издержки возрастают. По оценке Центробанка, рост налогов в цене топлива увеличит отпускную стоимость почти на 5%. Однако с учетом отмены или сокращения скидок для крупных корпоративных клиентов топливными операторами стоимость возрастает еще больше.

Если говорить о росте издержек, то помимо упомянутых факторов ожидается очередное повышение ставки тарифа в системе «Платон», а также рост числа платных автодорог. Кроме того, пока до конца неясна ситуация с изменением тарифов на ОСАГО — насколько изменится стоимость полисов.

Все факторы, увеличивающие себестоимость услуг грузоперевозок, в совокупности оказывают критичное влияние на прибыльность компаний, поэтому и рост тарифов перевозок неизбежен. Вместе с тем крупные операторы транспортно-логистических услуг имеют возможность частично оптимизировать свои затраты через автоматизацию процессов и повышение тарифов для их конечных клиентов будет меньшим по сравнению с простым перекладыванием издержек в случае с компаниями, которые не занимаются автоматизацией.
– Выступая на профильных деловых конференциях, вы неоднократно говорили о проблеме нехватки квалифицированных водительских кадров в России и необходимости ее решения. Как государство может помочь отрасли в решении этой проблемы?

– Проблема действительно насущная. Один из возможных инструментов решения задачи — законопроект, подготовленный Минтрансом, о разделении водителей на любителей и профессионалов — был отклонен.

Остается надеяться на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», одним из пунктов которого значится «Введение дополнительных квалификационных требований по допуску водителей к осуществлению перевозок пассажиров и грузов, в том числе — обязательному прохождению профессионального обучения и повышению квалификации».

– В настоящее время проводятся общественные слушания по поводу законопроекта о мультимодальных (комбинированных) грузовых перевозках. Насколько он необходим для транспортной отрасли страны?

– Данный законопроект идет в том числе в русле реализации транзитного «зеленого коридора» и хорош тем, что унифицирует отдельные области грузоперевозок. В частности, при мультимодальных перевозках перевалка грузов с одного транспорта на другой позволяет не выгружать грузы из контейнера, что ускоряет процесс и повышает сохранность грузов. Такие элементы, как электронные пломбы и спецтара, единый документ на весь путь следования, — неотъемлемая часть будущего перевозок.

– В целом насколько успешно сегодня складывается диалог бизнеса и государства в отрасли? Каких механизмов взаимодействия, на ваш взгляд, не хватает?

– Диалог есть, и это уже хорошо. Сами по себе механизмы взаимодействия достаточны, но, конечно, хотелось бы большего учета мнения бизнеса. То есть соблюдения некоего паритета между мнениями законодателей и бизнеса.

Грузовики и дороги

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики