Сооснователь ООО «Лонгран», заместитель директора ООО «Люгрос» Алина Атланова:
— Для нашей отрасли крайне тяжелыми стали март-май: спад грузоперевозок, непредсказуемое изменение маршрутов, непрогнозируемые простои на погрузках и выгрузках, переход на удаленку, двухнедельные карантины водителей. Закрылся ряд стран Евросоюза, Китай, Казахстан, Узбекистан, непредсказуемо закрывались российские регионы. Сбились годами отлаженные цепочки поставок. Снизился объем грузопотока. Часть промпредприятий практически полностью прекратила отгрузки, часть перешла с автоперевозок на ж/д-транспорт, так как этот способ оказался более предсказуемым. В Европе остановились заводы по производству техники. Вырос курс евро.
С июня ситуация начала стабилизироваться: и предприятия адаптировались, и возникли послабления в режиме самоизоляции. Если говорить про перевозки по России, то к текущему моменту многие выходят на объемы, сопоставимые с показателями 2019 г. Если про международные перевозки, то восстановление идет гораздо медленнее.
Несмотря на положительную динамику, мы видим серьезные последствия пандемии. Я бы выделила несколько моментов, которые, на мой взгляд, будут влиять на развитие отрасли.
Первое. II квартал многие компании завершили с убытком. Некоторые нарушили сроки погашения финансовых обязательств. Что это значит? Я думаю — что резервов на обновление парков нет, и скорее всего не будет индексации зарплат. Также изменение экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия может повлечь за собой невыполнение согласованных с кредитными организациями ковенант (обязательств по поддержанию определенного уровня выручки, соотношения долг-EBITDA и т.д.). А следовательно, есть риски, что они захотят пересмотреть условия финансирования, или могут возникнуть сложности при перекредитовании.
Второе. Удорожание импортной техники составило порядка 5%. Причины вижу две: рост курса евро; дефицит техники из-за простоя заводов. Что это за собой повлечет? Скорее всего кто-то сократит планы по закупу новых автомобилей, увеличится срок окупаемости техники, оживится вторичный рынок.
Третье. Грузоперевозки у финансовых организаций внесены в список высокорискованных отраслей. Даже если у тебя неплохие финансовые показатели, и ты всегда своевременно погашал обязательства, есть большой риск столкнуться с трудностями и при перекредитовании, и при получении нового финансирования, и при реструктуризации долга.
Четвертое. Ставки на внутрироссийские перевозки в среднем упали на 10%. Это связано с тем, что в марте-апреле часть участников рынка предложила заказчикам более низкие тарифы, чтобы сохранить объем. Заказчики с радостью приняли предложения, и пока, к сожалению, вернуть цены до уровня февральских-мартовских не удается.
Пятое. У предприятий выросли затраты. Причин несколько. Выросла себестоимость перевозок: подорожали запасные части; очень деликатно растет цена на топливо. Снизилась эффективность перевозок, что связано с увеличением срока доставок, несвоевременных погрузок и выгрузок, сбоев в логистических цепочках.
Что могло бы поддержать отрасль? Снижение налоговой нагрузки, в первую очередь понижение ставки НДС. Возможно, отмена или снижение транспортного налога. Снижение тарифов на Платон либо их субсидирование. Отмена утилизационного сбора до середины 2021г. Недопущение роста цен на топливо. Возможность получения поручительства госфондов перед кредитными организациями. Субсидирование процентов по финансовым обязательствам. Возможность реструктуризации обязательств. Больше партнерских проектов, работа над эффективностью и уход от конкуренции ценой. На мой взгляд, дальнейшее снижение тарифов пагубнее для рынка, даже чем пандемия.