Сегодня 24 апреля 2024

25.03.2016

Помимо одиозного «Платона», автомобильных грузоперевозчиков беспокоит другая, не менее актуальная проблема. Сегодня любой, даже вполне законопослушный владелец фуры рискует «заработать» огромные штрафы, способные поставить крест на его бизнесе. Причина — в недостатках и сбоях системы весового контроля. От них страдают не только алтайские перевозчики, но и местные грузоотправители.

УБИЙСТВЕННЫЕ ШТРАФЫ

Основным источником бед перевозчики называют невнятное законодательство в своей сфере. С июля 2015 года Федеральный закон № 248 устранил понятие «тяжеловесный груз» и ввел вместо него другое — «тяжеловесное транспортное средство». И именно это создало почву для всех проблем.

Сегодня установлены нормы, когда грузовик считать тяжеловесом, а когда — нет. Один из основных критериев — общая масса. Если авто с грузом весит меньше 40 тонн (норма для большинства основных дорог в крае) — это не тяжеловес. Если больше, то оно признается таковым. Чтобы ездить на тяжеловесе, нужно покупать специальное разрешение — так государство компенсирует ущерб дорогам. Стоит оно ориентировочно 2–7 тыс. рублей на одну поездку (в зависимости от массы и расстояния). За езду на тяжеловесе без такого разрешения действуют драконовские штрафы — для юрлиц от 250 до 400 тыс. рублей (см. справку).

Казалось бы, все просто: вычти из 40 тонн массу машины и грузи не больше этого значения. Добропорядочные перевозчики так и делают, но это зачастую не спасает их от огромных взысканий.

Дело в том, что предусмотрены ограничения не только на общий вес транспортного средства, но и по допустимой нагрузке на ось.

Алексей Паженцев,
представитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) в Алтайском крае:

Чаще всего бывает, что общая масса не превышает допустимых значений, но «пробивает» ту или иную ось — и все, грузовик автоматически становится тяжеловесным. И тем перевозчикам, кто и не думал грузить больше положенного, выписывают штрафы.

Причины, по которым допустимая нагрузка на ось может быть превышена, бывают разными, объясняет Юрий Сидельников, директор барнаульской компании «Аско-Транссиб».

Юрий Сидельников,
директор барнаульской компании «Аско-Транссиб»:

Груз может быть неправильно размещен (а водителя на погрузку часто и вовсе не допускают), или грузоотправитель дал неверную информацию о массе. Банально — при торможении содержимое фуры может сместиться. И поправить его на посту весового контроля никто не даст — фиксируют нарушение — и все.

Между тем несколько штрафов в 250 тыс. рублей и выше в нынешних экономических реалиях грозит для большинства малых и средних транспортных предприятий крахом, уверяют их руководители.

ПОСТ СДАЛ

Около десятка опрошенных altapress.ru перевозчиков рассказали, что ситуация для них усугубляется некорректной работой постов весового контроля. Больше всего претензий у дальнобойщиков — к пункту на барнаульском новом мосту. Предприниматели заявляют, что не доверяют показаниям его весов.

Оксана Семак,
директор компании «Автосистема»:

Однажды наша машина загрузилась в Новоалтайске, проехала пост без нарушений. После небольшого ремонта фура поехала из Барнаула — и весы зафиксировали перевес по оси. Хотя груз был тем же самым.
Подобных примеров перевозчики приводят массу. «Мы даже устраиваем карусель: водитель получает акт о нарушении, разворачивает машину на развязке и через 10–15 минут проходит весы на противоположной стороне тракта — и никакого нарушения они не фиксируют», — говорит защищающий права дальнобойщиков юрист Сергей Федоров.

Он указывает и на то, что операторы поста часто нарушают процедуру взвешивания.

Сергей Федоров,
юрист:

Порядок такой: вначале машина проходит динамические весы. Если они фиксируют нарушение, тогда грузовик отправляют на контрольные, статические весы. Но на практике бывает, что, несмотря на то что динамика не выявила нарушений, фуру все равно отправляют на статику, хотя процедура этого не предусматривает. И там-то перевес все же фиксируют. На вопрос: “На каком основании отправляете на контрольные весы?” отвечают: “Жалуйтесь куда хотите”. А бывает, что на одних и тех же весах операторы разных смен почему-то получают совершенно разные результаты. Как так может быть, непонятно.

Проблему подтверждают и грузоотправители. Их эта тема тоже касается, потому что они с недавних пор несут ответственность за погрузку и также получают многотысячные штрафы за перевес.

Андрей Локтионов,
начальник транспортного цеха «Барнаульского пивоваренного завода»:

Мы загружаем фуры по всем правилам. Над схемами размещения работают логисты и другие специалисты. Чтобы снизить риск превышения нагрузки на ось, мы уже и количество поддонов уменьшаем, а все равно на посту фиксируют нарушения. Мы получили немало штрафов, постоянно выезжаем на место, разбираемся.

Руслан Курцев,
директор торгового дома «Барнаульского пивоваренного завода»:

Из-за этой ситуации мы столкнулись с дефицитом транспортных средств. У нас есть алтайская продукция, которую мы не можем вывезти, поставки время от времени срываются. Перевозчики из других регионов не хотят к нам ехать — говорят: «Только у вас такой беспредел».

Юрий Сидельников отмечает, что во взаимоотношениях перевозчиков и контролирующих органов имеет место быть коррупционная составляющая.

Юрий Сидельников,
директор барнаульской компании «Аско-Транссиб»:

Некоторые люди на постах делают так, чтобы ты или получил штраф в 250 тыс. рублей, или решил проблему, не заезжая на весы.

По словам юриста компании «Бийсктранссервис» Дмитрия Кутлярова, с коррупцией на постах весового контроля ему приходится бороться не один год.

Дмитрий Кутляров,
юрист компании «Бийсктранссервис»:

В 2014 году мы подали два заявления в правоохранительные органы. На посту установили скрытые камеры. Через четыре месяца — восемь уголовных дел против восьми сотрудников. Двое понесли наказание. На какое-то время ситуация изменилась, но через полгода все вернулось в свое русло. Бороться с человеческим фактором сложнее, чем с законодательством.

Роль субъективного фактора в этой сфере действительно очень высока. Дело в том, что сотрудник ГИБДД или транспортной инспекции, выписывающий постановление о штрафе на основании актов взвешивания, может привлечь к ответственности сразу и водителя, и перевозчика как юрлицо, и грузоотправителя.

Андрей Казанцев,
руководитель компании «Сигма-5»:

Как правило, степень виновности всех задействованных лиц никто особо не определяет, задача стоит — как можно больше выписать штрафов.

ВЕСОМЫЕ АРГУМЕНТЫ

Алтайские автотранспортники активно пытаются разрешить проблему сложившейся практики весового контроля. Действуют они сразу в нескольких направлениях.

Сергей Федоров собирает материалы о нарушениях на барнаульском посту весового контроля для обращения в прокуратуру.
От СААП Сидельников и Паженцев обратились за поддержкой к Павлу Нестерову, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Алтайском крае. Сейчас они с другими инициативными бизнесменами готовят круглый стол, на котором хотят обсудить проблему с представителями ГИБДД, транспортной инспекции, профильными чиновниками, сотрудниками «Алтайавтодора» и депутатами всех фракций.

Программа-максимум дальнобойщиков — добиться изменений в КоАП. Они категорически не согласны с тем, что при превышении допустимой нагрузки на ось грузовик автоматически становится тяжеловесным. Ранее это классифицировалось как нарушение правил перевозок и облагалось гораздо более скромными штрафами. И это, по мнению траспортников, справедливо.

Некоторые перевозчики признаются, что сейчас переписывают транспорт на физлиц, чтобы избежать разорительных штрафов на юрлица и ИП. При этом бизнесмены активно оспаривают в судах уже полученные постановления. Практика по этим делам пока только формируется, на сегодня можно сказать, что суды занимают разную позицию. Дмитрий Кутляров рассказал, что в прошлом году «Бийсктранссервис» проиграл четыре дела примерно из четырех десятков. В общей сложности компания из наукограда заплатила по ним 1 млн рублей.

В Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) отмечают, что описанные выше проблемы актуальны все же не только для Алтайского края. С трудностями сталкиваются и на пунктах весового контроля в Амурской, Кемеровской, Челябинской областях и в других регионах. «Ситуацию, когда разница во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах может составлять несколько тонн, нельзя назвать нормальной. Создается впечатление, что большую роль в этом играет человеческий фактор, — говорит Вячеслав Трунаев, президент СААП. — Устранить разнобой можно, если создать единую электронную систему данных о результатах взвешивания большегрузных автомобилей. На мой взгляд, все пункты весового контроля России должны работать в этой общей базе в режиме реального времени. И тогда разница в показаниях весов и повторное наказание одного и того же транспортного средства с тем же грузом в пределах одной поездки станут невозможными».

Еще одна мера, которую хотели бы видеть перевозчики, — появление альтернативных контрольных весов. В Новосибирске уже есть организация, которая готова приехать на пункт с сертифицированными весами для независимого взвешивания. Представители «БПЗ» рассказали, что они собираются в ближайшее время установить стационарные весы у себя на предприятии.

СПРАВКА

В зависимости от величины превышения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства на водителей может быть н­аложен штраф от 1 тыс.до 10 тыс. рублей, а также наказание в виде лишения права управления на срок от 2 до 6 месяцев.

В отношении должностных лиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 50 тыс. рублей, юридических — от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

Штрафы для грузоотправителей: юридическим лицам — от 250 тыс. до 400 тыс. рублей, ИП — от 80 тыс. до 100 тыс. рублей.

ФАКТ

В 2015 году на стационарном и передвижных пунктах весового контроля «Алтайавтодор» провел 458 273 взвешивания. О превышении транспортными средствами установленных ограничений по нагрузке на ось выписали 2 934 акта на сумму 13,4 млн рублей.

Комментарии экспертов

Дмитрий Коровин,
начальник транспортного управления Алтайского края:

Тема сложная, и мы готовы ее обсуждать с дальнобойщиками. Мы всегда открыты для диалога, тем более что действительно есть о чем поговорить. В законодательстве по этой части немало дебрей и есть некоторые пробелы. Например, вовсе не предусмотрена выдача разрешений на перевозку сыпучих веществ и т. д.

Задача «Алтайавтодора» — не взыскивать сотни тысяч, а добиться того, чтобы перевозчик не выезжал на дорогу с превышением нормативов. Мы судимся исключительно за ущерб дорогам. Но помимо нас, взыскания по ст. 12.21 КоАП выписывают другие контролирующие структуры — Транснадзор и ГИБДД.

В наше управление жалоб на сотрудников органов весового контроля не поступало. Не думаю, что там возможны какие-либо махинации.

Олег Семенов,
начальник отдела весового контроля «Алтайавтодора»:

Техобслуживание весов проводится ежеквартально. По необходимости оперативно проводим калибровку. Поверки оборудования проходят ежегодно. Погрешность подкладных весов «ТензоМ» ±0,1%, для динамических весов «Мета» ±2%. Случаи превышения допустимой осевой нагрузки от общего объема выявленных нарушений составляют 100%, так как у нас нет весов для взвешивания автомобиля по общей массе. В настоящее время рассматривается вопрос о приобретении таких весов.

ФАКТ

По данным регионального транспортного управления, на физлиц в Алтайском крае зарегистрированы 13 тыс. большегрузов из 19 тыс. поставленных на учет.

Иван Кузьмин

Авто.Алтапресс 25 марта 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики