Сегодня 23 декабря 2024

22.03.2022

Российские грузоперевозчики столкнулись с рядом проблем из-за введенных западными странами санкций. Однако они надеются, что ситуацию можно разрешить, и даже предлагают как

Рост цен на материалы, неопределенность в стоимости контрактов, запрет на вывоз импортной техники, а также проблемы на таможне – со всеми этими трудностями грузоперевозчики столкнулись из-за наступившего в России санкционного кризиса. И это еще не вечер, дальше испытаний для бизнеса может прибавиться. «Толк» поговорил с предпринимателями и депутатами и спросил, что сейчас происходит на рынке автомобильных грузоперевозок и как можно наладить ситуацию.

Скачки цен

В первую очередь у перевозчиков возникли проблемы с рентабельностью. Подорожали, например, горюче-смазочные материалы и подшипники, рассказывает председатель общественного совета при Министерстве транспорта Алтайского края и гендиректор транспортной компании ТК «Вектор» Алексей Паженцев.

«Сейчас подшипник один день стоит 28 тысяч рублей, на другой день 47 тысяч, потом 65 тысяч будет стоить. Мы сегодня можем выехать за одну сумму, доехать до нужной точки и понять, что в убыток себе едешь, и это нерентабельно. Та цена, за которую ты поехал, она уже неактуальна», – рассказывает предприниматель.

Кроме того, цены на машины сильно выросли. До спецоперации было подписано много заявок с партнерами. Новый транспорт уже должен был прийти в Россию, однако его все еще нет. При этом цена подскочила в два, а то и в три раза. Если смотреть цены на «Авито», то они увеличились в два раза за месяц, говорит Паженцев. Соответственно, машина может просто не окупить себя при таких высоких ценах.

По словам предпринимателя, сейчас рынок нельзя назвать стабильным. К тому же на него зашли перевозчики, которые ездили из Европы. Таким образом, в России появится больше транспортных средств для перевозки грузов, чем нужно.

Нет четкого понимания и ситуации с зарубежными партнерами. Алексей Паженцев рассказывает, что иностранные компании приостановили свою деятельность неизвестно на какой срок. При этом некоторые, несмотря на закрытие, все еще работают и отгружают товары. Многие пока ничего не делают, потому что не могут определиться по цене. Однако, по мнению Паженцева, все еще наладится, и нужно лишь немного подождать, чтобы рынок стабилизировался.

Депутат Барнаульской гордумы, предприниматель Алексей Скосырский считает, что молниеносно проблему решить нельзя. Сейчас сложных ситуаций слишком много, положение в стране серьезно изменилось. В данный момент даже нельзя понять, насколько справедлив рост цен на товары. Многие завышают цены на компоненты искусственно, и здесь надо подходить к вопросу «здраво и внимательно» и разбираться в каждой позиции отдельно.

«Отправить дармоедов на таможню»

Занимающийся международными перевозками запчастей и оборудования алтайский предприниматель Сергей Якимец отмечает, что проблемы также есть и на таможне. В частности, продолжаются начавшиеся еще до украинской спецоперации проблемы с пропускным пунктом на границе с Китаем в Забайкальске.

Машины стоят длинной очередью на границе долгое время. По словам собеседника, это стояние может продолжаться месяцами. По мнению бизнесмена, в сложившейся ситуации виноваты в первую очередь чиновники.

«Никто не может принять на себя ответственность, чиновники выступают статистами, которые только заполняют таблицы. Есть переход, который должен работать 24 часа в сутки, в котором должно быть не два окна, а 40 окон, чтобы проходная способность машин была не 70, а 700. Нужно собрать всех дармоедов, и если там людей не хватает, отправить их на таможню», – говорит Якимец.

Кроме того, многие заводы находятся на грани остановки. КАМАЗ, говорит он, может остановиться, потому что у предприятия нет комплектующих.

Еще один вопрос – банковская система. Связи теперь нарушены, и бизнес почти не может перевести деньги в Китай.

«Бизнес сидит в убытках»

Другой предприниматель Андрей Кудашев говорит, что сложности создает еще и то, что теперь вывозить оборудование можно только с сертификатами происхождения товара от торгово-промышленной палаты. Чтобы его оформить, нужно ждать несколько дней. А чтобы сделать документ быстрее, нужно заплатить.

«Ограничили вывоз даже в Казахстан и Белоруссию. Мы не можем готовые изделия вывозить. Например, целый завод занимается производством кранов и увезти никуда их не может. Чтобы вывезти из страны товар, надо оформить один сертификат, а чтобы ввести его в другую страну, просят оформить другой сертификат. В торгово-промышленной палате «рубят капусту» на сертификатах. И поможет тут только госрегулирование», – пояснил Кудашев.

Компания бизнесмена перевозит продукты питания. И, по его словам, если некуда будет их вывозить, то это приведет к катастрофе для фермеров. Ведь те же масличные культуры могут храниться недолго и быстро закисают. Товары надо будет вывозить в Китай, но сейчас логистика и конвертация «кривая», говорит Кудашев.

Кроме того, с 28 февраля минфин и ЦБ заставили участников внешнеэкономической деятельности продавать 80% валютной выручки по всем внешнеторговым договорам с начала 2022 года. То есть все организации и индивидуальные предприниматели должны свою прибыль продавать и конвертировать валюту. На этом, говорит Кудашев, наживаются банки. По его словам, у них получается 16% рентабельности на продаже валюты, а для экспортеров 3% рентабельности – это уже хорошо. Поэтому предприниматель считает, что банк нужно «ограничивать в аппетитах».

По словам Кудашева, из-за продажи выручки сейчас предприниматели не хотят работать в долларах и юанях, ведь тогда часть их прибыли останется у банка, а не у производителя и экспортера. Поэтому контракты стараются переписывать в рубли.

При этом многие страны не смогут торговать в рублях. Зарубежные предприниматели не знают, как себя поведет эта валюта, и что с ней будет. Это создает новые проблемы.

«Машины есть даже сейчас, но мы не можем их отправить, потому что платеж не может прийти. Те, кто получил валюту, обязательно идут в банк, конвертируют прибыль под веселый процент и просто сидят в убытках, не понимая, зачем дальше работать», – признается Кудашев.

Однако бизнесмен отмечает, что наладить ситуацию можно. Главное, скорректировать упомянутые моменты и наладить торговлю с Востоком, а не «бегать и кричать о кризисе».

Что делать?

Общественник и предприниматель Алексей Паженцев рассказывает, что помощь для экспортеров уже прорабатывается. Созданы оперативные штабы, общественные группы при министерстве транспорта Алтайского края и Минтрансе РФ. Ведомство помогает с логистикой отправления товаров на экспорт, идут совещания по этим вопросам.

По словам Паженцева, меры точно будут приняты. И о них бизнес Алтайского края должен будет узнать в ближайшие недели. Эксперт отмечает, что в регионе общаются с предпринимателями, помогают тем, кто не может доставить грузы, предлагают им другие маршруты или иные виды транспорта. Но с вопросом цен еще нужно будет тщательно разбираться.

Депутат Алтайского заксобрания, зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и транспорту Николай Данилин отмечает, что, во-первых, чиновникам надо работать над снижением стоимости топлива, это будет хорошей помощью для перевозчиков.

Также стоит уделить внимание ценам на запчасти и расходные материалы. Следует проверять, есть ли эти товары на рынке. Данилин отмечает, что каждую компанию нужно спрашивать отдельно, насколько она закредитована. При этом фирмы, заточенные на экспорт, теоретически могут и переориентироваться на внутренние рынки.

Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) недавно даже составила список конкретных предложений, адресованный российскому правительству. Активисты отметили, что себестоимость перевозок сильно выросла, бизнес становится убыточным и без реальной помощи государства перевозчикам будет трудно выжить.

Поэтому ассоциация предложила снизить цены на ГСМ до 30-35 рублей за литр за счет уменьшения акцизов, выделить дотации на сохранение рабочих мест в размере МРОТа на сотрудника, дать фирмам отсрочку на год по налогам и сборам, по выплате кредитов и по уплате лизинговых платежей, а также установить минимальные процентные ставки по договорам лизинга.

Грузоперевозчикам предлагается давать льготные кредиты со ставкой 3-5% годовых для займов на сумму до 10 млн рублей и временно отменить для них транспортный налог.

А еще правительство просят срочно организовать поставку в Россию запчастей и расходных материалов для грузового транспорта через Таможенный союз. Все это, считают в СААП, поможет снизить себестоимость перевозок, сохранить рабочие места и автопарк и поддержать бизнес. Ассоциация предлагает начать реализовывать все эти пункты уже с 1 апреля 2022 года.

Tolknews

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики