Пятнадцатого апреля 2016 года в Барнауле прошел круглый стол на тему «Вопросы весового контроля при перевозке грузов автомобильным транспортом на стационарных пунктах контроля, расположенных на территории Алтайского края».
Среди участников мероприятия были, например, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Алтайского края Ольга Дворникова, заместитель начальника-начальник службы весового контроля КГКУ «Алтайавтодор» Игорь Гулеватый, заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Владислав Перцев, заместитель начальника ФКУ УПРДОР «Алтай» Владимир Дубровский. Кроме того, в круглом столе приняли участие руководители транспортных компаний, предприятий-грузоотправителей.
На круглом столе выступил представитель Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков в Алтайском крае Юрий Бетеньков:
— Проблема весового контроля в Алтайском крае, как и по всей стране в целом, становится все более острой для транспортных компаний и грузоперевозчиков. Беспокойство за состояние дорожного полотна не обходит стороной добропорядочных перевозчиков, поскольку состояние дорог – гарант надежной и бесперебойной работы. Тем не менее, все чаще перевозчиков затрагивает проблема несоразмерных и необъективных штрафов за перегруз транспортного средства. Выписанные штрафы лишают предпринимателя или компанию большей части дохода, а порой, ставят под сомнение само существование всего бизнеса, в связи с непосильной величиной выплат.
Сложным остается вопрос разрозненности и отсутствия взаимосвязи в показаниях измерительных приборов весовых пунктов в разных регионах России. На всей протяженности пути следования транспорта показатели нагрузки могут укладываться в нормативы, а, допустим, в конечном пункте весы покажут перегруз. Оспорить данный факт, как правила, практически не возможно. Для юридического лица штраф за перегруз может достигать 500 тыс. руб.
Алтайские перевозчики регулярно сталкиваются с этой проблемой. Вот лишь несколько последних примеров. Грузовик компании «Алтай» в феврале 2016 года следовал по маршруту Владивосток – Барнаул. Автопоезд был загружен по нормативам, что подтверждалось взвешиванием в ряде регионов, однако, на посту весового контроля в Кемеровской области приборы показали, что нагрузка на одну из осей на 670 кг превышает допустимый уровень. Был выписан штраф.
В похожей ситуации недавно оказался Индивидуальный Предприниматель Овтин С.С. Вез груз из Москвы в Барнаул, масса груза не превышала 17 тон. Его машина так же беспрепятственно прошла через несколько регионов, а вот на пункте весового контроля в Алтайском крае инспектор неожиданно заявил, что автомобиль перегружен. Водителю выписали штраф – тысячу рублей, индивидуальному предпринимателю — штраф в 100 тыс. руб.
Несоизмеримость штрафа и нанесенного размера вреда причиненного транспортным средством еще одна из проблем при выписывании административного штрафов.
Есть ряд примеров, где за нанесение ущерба дороги в 3 рубля 13 копеек был выписан штраф 100 тыс. руб. индивидуальному предпринимателю.
Также за ущерб дороги в 32 рубля 23 копейки рассматривалось административное правонарушение предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, наложение штрафа в 350 тыс. рублей.
В настоящее время в транспортном управлении рассматривается дело индивидуального предпринимателя С., по расчетам акта №594 транспортное средство нанесло ущерб дорожному покрытию 33 рубля 52 копейки, а штраф ему грозит 100 тыс. руб.
Стоит отметить, что до недавнего времени в случаях незначительного превышения допустимой величины нагрузки на ось, инспекторами ГИБДД допускалось устранение нарушения на месте. На сегодняшний день такую лояльность инспекторы проявляют очень редко: обычно штрафуют сразу, как только выявлено нарушение, и перемещение груза не спасает от наказания.
Разница во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах может составлять несколько тонн.
Для выхода из данной ситуации следует предпринять ряд конкретных мер, которые, по мнению перевозчиков, помогут снизить напряженность вокруг весового контроля и, одновременно, будут способствовать сохранению дорог:
1. Ввести единый сертификат взвешивания. Чтобы, выезжая из города, перевозчик мог заехать на контрольные весы и получить документ, подтверждающий отсутствие перегруза как по общей массе, так и по осевой нагрузке. Автомобиль с таким сертификатом должен быть освобожден от проверки на других постах весового контроля.
2. В каждом регионе нужны контрольные весы. В спорной ситуации у перевозчика должна быть возможность поехать на другой весовой пункт и убедиться, что измерения сделаны правильно.
3. Ввести единую всероссийскую базу весового контроля по взвешивания транспортного средства.