Сегодня 25 апреля 2024

22.12.2015

Росавтодор, подведомственный Минтрансу, отчаянно отстаивает право на жизнь системы взимания платы за проезд по федеральным трассам большегрузов «Платон». Пресс-служба федерального агентства без выходных занимается пропагандой достоинств детища компании семейства Ротенберга. Минтранс, похоже, не видит иных возможностей получить заветные 40 млрд руб. в дорожный фонд. А меж тем многочисленные аудиты работы Росавтодора показывали, что денег структура получает достаточно, но эффективно использовать их ведомство не умеет, среди претензий — освоение средств на ремонты дорог в зимние месяцы, непрозрачные взаиморасчеты с подрядчиками. Оптимизировав работу Росавтодора, можно сэкономить, а если штрафовать за нарушения его руководителей – то еще и заработать.

Росавтодор заведует практически всеми федеральными дорогами России: 48,1 тыс. км из 50,8 тыс. км. Федеральное агентство выступает в роли госзаказчика ФЦП и получает субсидии на реализацию программ, причем, немаленькие – в 2016 г. ведомству в целом будет выделено 552,9 млрд руб. В том числе 1,9 млрд руб. — на развитие дорог в Калининградской области и свыше 64 млрд руб. — в Крыму и Севастополе. В первоначальном варианте бюджета на 2015 г. сумма для дорожного агентства была чуть больше — 559,3 млрд руб., но в течение года она росла. При последней октябрьской корректировке федерального бюджета на 2015 г. некоторые «дорожные» ФЦП в разы увеличивали, средства в виде субсидий перечисляли Росавтодору. Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова обратила снимание, что за несколько месяцев до конца года по ряду проектов у ведомства даже не готова сметная документация. Средства использованы не будут, заявила Голикова.

«По Росавтодору предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие Калининградской области» на 650 млн руб., в 2,1 раза по сравнению с тем, что было предусмотрено. Но даже те небольшие объемы денег, которые были предусмотрены, за девять месяцев не использовались. Хочется задать вопрос, а как эти-то могут быть использованы? Причем, по имеющейся у нас информации, по ряду объектов проектно-сметная документация отсутствует», — выступила Голикова в Госдуме.

Напомним, что «цена» «Платона» – 40 млрд руб. Но на начало 2015 г. на счетах Росавтодора оставалось 32,7 млрд руб. – это те деньги, которые оказались не нужны ведомству, хотя были запрошены под конкретные ФЦП. При этом именно по Росавтодору самый большой объем незавершенного строительства — 477 млрд руб. на начало 2015 г.

Осваивались деньги тоже с нарушениями, миллиарды рублей бюджет терял из-за того, что Росавтодор игнорировал правила расчетов с подрядчиками. Ведомство растратило почти 800 млн руб. денег, выделенных в 2013-2014 гг. на строительство, реконструкцию и ремонт федеральных дорог. С 2014 г. расходы федерального бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения формируются на основании нормативов финансовых затрат, установленных постановлением Правительства, говорили в СП. Но нормативы при распределении бюджетных средств входящим в Росавтодор ФКУ «Кавказ» и «Волго-Вятскуправтодор» не применялись.

В итоге «Кавказ» на содержание дорог получил в 2014 г. на 129 млн руб. больше положенного, а в текущем 2015 г. — сразу на 446 млн руб. Трансферты для «Волго-Вятскуправтодор», наоборот, были занижены. СП проверяла два ФКУ Росавтодора, всего же их больше сорока. Растраты только одного из них за 2011-2014 гг. равны 755 млн руб. по десяти госконтрактам — «Волго-Вятскуправтодор» не снижал стоимость контрактов при более ранних расчетах с подрядчиками или изменении объемов работ. Качество дорог при этом оставляет желать лучшего.

На акциях протеста водители большегрузов заявляли, что не могут принять идею платных федеральных трасс из-за плохого их состояния. Выяснилось, что только 75% дорог в ведении Росавтодора в Волго-Вятском округе соответствуют техрегламентам, на Кавказе ситуация куда хуже — аудиторы СП насчитали 24% пригодных для езды федеральных трасс.

«Проблема, связанная с разницей уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, наблюдается не только в проверенных учреждениях», — написал в заключении директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство СП Олег Чернявский. По его словам, по состоянию на 1 января текущего года в Дальневосточном федеральном округе соответствуют требованиям только 24,4% автомобильных дорог, в Сибирском – 55,4%, в Центральном – 61,8%. Наихудший показатель в Северо-Кавказском округе — 23,4%, наилучший в Северо-Западном округе – 74,7%.

ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» в 2016 г. прибавила 22,8 млрд руб., средства направлены на подпрограмму «Автомобильные дороги». Госкомпания «Российские автомобильные дороги» реконструирует трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», ЦКАД, дорогу Москва-Санкт Петербург. Росавтодор финансирует реконструкцию участков трасс М-9 «Балтия», «М-52 «Чуйский тракт», М-5 «Урал», М-7 «Волга».

К соблюдению сроков ремонта последней опять же есть претензии у Счетной палаты. На момент проведения проверки (июнь 2015 г.) работы на объекте не велись, строительная техника отсутствовала. Техническая готовность составляет 75%. Однако срок окончания работ в соответствии с госконтрактом был обозначен – 17 августа. Как следует из отчета Росавтодора за третий квартал-2015, работы так и не были завершены. Реконструкцию участка трассы в Нижегородской области Росавтодор предлагает перенести на 2016 г. для оптимизации бюджетных расходов. На участок магистрали в Татарстане только-только разместили госзаказ, а в Прикамье в стадии заключения госконтракты на проведение экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости.

Всего 82 проектно-изыскательские работы и обоснования инвестиций, разработанные в 1992-2008 гг., значатся в составе незавершенного строительства по линии Росавтодора.

Итоги проверки СП направляла в Генпрокуратуру (все-таки фигурирует растрата государственных средств), а также в палаты Федерального собрания. Однако пока что тема продолжения не получила.

Накануне

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики