Росавтодор планирует до 2020 г. установить на федеральных трассах 387-400 автоматических пунктов весового контроля. Погрешность измерений такого оборудования достаточно велика. Тем не менее, власти готовятся к взиманию штрафов на основании полученных данных. Если перевозчики не добьются того, чтобы автоматические весы работали обязательно в комплексе со стационарным пунктом весового контроля, то вскоре их ждет испытание сопоставимое с внедрением «Платона».
К 2020 г. НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАССАХ ПОЯВЯТСЯ 387 АВТОМАТИЧЕСКИХ ПУНКТОВ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ
Вчера, 26 мая 2016 года, в рамках международного форума «Транспорт Сибири» прошел круглый стол «Сохранность автомобильных дорог». В ходе мероприятия представители Росавтодора заявили о планах существенно расширить сеть автоматических пунктов весового контроля. Как подчеркнул заместитель директора Росавтодора Игорь Астахов, это позволит избавиться от пресловутого «человеческого фактора» в работе постов весового контроля.
Сейчас на федеральных трассах работают 22 автоматизированных пункта весового контроля. Самый восточный — в Амурской области, самый западный — в Калининграде. Из проходящих по Новосибирской области федеральных трасс такой пункт установлен на Северном обходе.
В 2016-2017 гг. в России будут установлены еще 60 автоматизированных комплексов весового контроля, а к концу 2018 года их общее количество достигнет 127, сообщил участникам круглого стола директор ФКУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог» Федерального дорожного агентства Константин Угаров.
По решению правительства, к 2020 г. на федеральных трассах должны работать 387 таких комплексов. Из них 250-260 будут установлены на средства инвестора в 2018-2019 гг. Как объяснил Угаров, сейчас Росавтодор готовится к проведению конкурса по выбору инвестора. Заключить концессионное соглашение планируется в 2016-2017 гг.
Судя по данным существующих 22 автоматических постов весового контроля, недобросовестные перевозчики грубо нарушают нормы нагрузки на дорожное полотно (как по полной массе автомобиля, так и по нагрузке на ось).
«Есть рекордсмен из рекордсменов. У него перевес относительно небольшой, но постоянный. За четыре месяца 2016 года он 194 раза проехал по одной и той же дороге со средним перевесом около 20%. Если бы ему в автоматическом режиме выставляли штрафы, то он уже наездил бы на 77 млн руб. штрафных санкций», — рассказал Константин Угаров. По его данным, и в Новосибирской области есть перевозчик-лидер среди нарушителей: с января по апрель 2016 г. 56 поездок с превышением веса (потенциальный штраф мог бы составить 23 млн руб.).
Пока данные автоматических пунктов рассматриваются лишь как предварительное взвешивание. Но надзорные органы готовятся к тому, чтобы взимать штрафы на основании этих измерений.
По словам Угарова, дорожное ведомство договорилось с некоторыми из региональных управлений ГИБДД о том, чтобы в ближайшее время начать рассылку информации о сумме возможного штрафа за выявленный факт перевеса. «Пока не для оплаты. Но, по крайней мере, перевозчики будут понимать, что система в ближайшем будущем заработает. Чтобы не было такого общественного негативного резонанса как при введении системы «Платон», — пояснил он.
Ежегодно несанкционированный проезд тяжеловесных транспортных средств наносит дорогам Российской Федерации ущерб в 2,5-2,6 трлн руб., подсчитал Росавтодор. По словам Угарова, данные автоматических пунктов весового контроля на федеральных дорогах показывают, что из общего потока грузового транспорта 40% идет с перегрузом. В среднем перевес составляет 50% (а, например, по четырехосным самосвалам среднее превышение – более 70%).
ПОСЛЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ «ПЛАТОН» ПОЯВИТСЯ И НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Почти 62% региональных автомобильных дорог в России находятся в ненормативном состоянии. За 2015 г. этот показатель улучшился лишь на 1%. «Темпы мизерные», — отметил генеральный директор ассоциации РАДОР Игорь Старыгин.
Сроки приведения региональных дорог в нормативное состояние пока не озвучивались. А вот по федеральным трассам власти взяли на себя обязательство к концу 2018 г. привести их полностью в нормативное состояние (сейчас этому критерию соответствуют лишь 64% таких дорог).
Еще одна непростая задача, которую поставили российские власти – к 2022 г. удвоить объемы строительства дорог по сравнению с 2013 г. «Необходимо построить 42 тыс. км. Три года из отведенного срока уже прошло. К сожалению, мы смогли построить лишь 10% от требуемого объема», — говорит Игорь Старыгин.
По его словам, для приведения дорог в нормативное состояние важно оградить их от разрушающего воздействия тяжеловесных транспортных средств, движущихся с перегрузом. Старыгин предполагает, что субъекты федерации тоже усилят контроль за сохранностью дорог, и, в частности, будут устанавливать автоматические пункты весового контроля на региональных дорогах. Сейчас на региональных трассах 14 таких пунктов. В ближайшее время планируется создание еще 120 (из них 60 в Московской области и 20 в Татарстане).
Пока же весовой контроль осуществляется преимущественно с помощью стационарных пунктов взвешивания. По всей стране их более 50 (из них лишь 41 работает круглосуточно). Кроме того, действуют 265 передвижных пунктов весового контроля.
По данным РАДОР, в 2015 год в России выдано более 430 тыс. разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств. За счет продажи таких разрешений дорожные фонды пополнились более, чем на 4 млрд руб. Лидируют по поступлению средств Ханты-Мансийский АО, Оренбургская область и Татарстан. За год составлено 78 тыс. актов о проезде транспортных средств с перегрузом. Общая сумма штрафов — 626 млн руб. Больше всего штрафов собрано в Башкортостане, Татарстане, Архангельской области и Удмуртии.
По мнению дорожников, в России еще недооценивается негативное воздействие грузовиков на дороги. «В апреле делегация дорожников РФ встречалась с коллегами из Германии. Они нам показали такой слайд — один проезд грузового автомобиля с нагрузкой на ось 10 тонн эквивалентен воздействию, которое оказывают на автомобильную дорогу 160 тысяч легковых автомобилей с нагрузкой на ось 500 кг», — рассказал Игорь Старыгин.
Он надеется, что защитить дороги поможет расширение действия системы «Платон» на региональные трассы. По словам Старыгина, Росавтодор и Минтранс совместно с региональными органами управления автомобильными дорогами уже подготовили методические рекомендации по созданию таких систем. Субъекты федерации выполняют эти пошаговые рекомендации и должны готовиться к внедрению таких систем на своей сети автомобильных дорог. Как говорит глава ассоциации РАДОР, законодательное решение этого вопроса отложено до выборов в Государственную Думу РФ.
«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ БЫЛИ КОРРЕКТНЫМИ»
Сибирские перевозчики – представители СААП активно участвовали в круглом столе, задавали представителям дорожного ведомства острые вопросы, привлекали внимание к нерешенным проблемам весового контроля.
«Лишь 64% федеральных дорог отвечают нормативным требованиям. Кто возместит перевозчикам ущерб (порезанные шины, разбитые стекла и обвесы) от проезда по дорогам, которые находятся в ненормативном состоянии? Или за такие участки дорог мы не должны платить?», — спросил президент СААП Вячеслав Трунаев.
Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов ушел от прямого ответа на этот вопрос: «По поводу того что лобовики и т. д. мы можем долго говорить, что первично курица или яйцо, почему такие дороги и такие разбитые машины. Поэтому не будем вдаваться в эту дискуссию».
По его мнению, с помощью системы «Платон» устанавливается социальная справедливость. Грузовые автомобили наносят существенно больший вред дорогам, чем легковой транспорт, поэтому они должны платить за ущерб.
Вопрос, который задал директор компании «АВМ-Авто» Михаил Авраменко, касался норм весовой нагрузки и необходимости их изменения.
В России нормы весового контроля меняются быстрыми темпами и в пользу перевозчиков, ответил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. Он напомнил, что в 2010 г. допустимая нагрузка по полной массе составляла 38 тонн и 10 тонн на ось, в 2012 году – по полной массе уже 40 тонн на ось, в 2016 г. – уже 44 тонны по полной массе (для шестиосного автомобиля) и 11,5 т на ось (но только для дорог которые построены именно под такую нагрузку). Для сравнения: в США нормы весовой нагрузки не меняются с 1957 г.
Михаил Авраменко также рассказал о том, как столкнулся с некорректной работой автоматических весов на Советском шоссе: «Машина везла 17 тонн, а весы показывают 28 тонн».
«Вы хороший вопрос задаете, — отреагировал Игорь Астахов, — Каким образом нам обеспечить корректность проведения измерений на этих автоматических электронных весах? Вот это действительно проблема».
Примеры некорректной работы пунктов весового контроля привел и главный механик транспортной компании «Алтай» Олег Федотов. Так, на въезде в Барнаул автоматические весы недавно показали, что автомобиль весит 42 тонны (и это при том, что полная масса автомобиля составляла всего 38 тонн, что подтверждалось результатами взвешивания на стационарных весах). По словам Федотова, в Алтайском крае перевозчики также сталкиваются с тем, что весовщики изменили конструкцию весов (приварили уголки), а на одном из передвижных пунктов весы установлены не на асфальт, а прямо на землю, что не может не сказаться на точности взвешивания.
«Если мы, перевозчики, должны выполнять требования закона, то почему Автодор со своими весовыми не выполняет требования закона и не реагирует на наши замечания?», — задал вопрос Олег Федотов. Вопрос этот Астахов назвал риторическим. По его словам, точно такой же вопрос «когда все будут исполнять закон?» дорожники со своей стороны задают недобросовестным перевозчикам. Он предложил перевозчикам доказывать свою правоту в суде. «Мы хотим, чтобы измерения были корректными», — заверил Астахов.