Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин опубликовал колонку на сайте «РЖД-Партнер»:
Автомобильный транспорт оттянул большой объем грузов с железной дороги. Но по зарабатыванию денег он проиграл, причем колоссально. В сегменте примерно 6 млн единиц транспорта – это очень большой объем. Если РЖД может ежегодно поднимать тариф на 10% без каких-либо проблем, но нам очень сложно всех усадить вместе и договориться о том, какая должна быть тарифная политика.
В автомобильном сегменте действительно произошло много существенных подвижек. Особенно за последние 1,5 года. Ставки, может быть, и выросли по сравнению с 2015 годом, но, в общем, у нас сейчас колоссальный демпинг цен на рынке – ценообразование на уровне 2010 года. А если брать подорожание топлива и запчастей, то с 2010 года оно выросло в 2 – 2,5 раза. Тарифной политику у нас нету – каждый выстраивает ее по-своему. Потому что нет системы управления этой отраслью. На встрече с премьер-министром мы говорили о том, что надо создавать вертикаль управления, которой сейчас не существует – люди в автомобильном транспорте не зарабатывают.
Нужна нормальная тарификация. Например, в Швеции не считают ставки в тоннах и километрах – там часовая оплата. Если мы в России посчитаем реальные затраты перевозчика, то получится, что он не просто не зарабатывает, а еще вынужден доплачивать государству и прочим органам из собственного кармана. Нужна четкая нижняя планка и должны быть точно подсчитаны затраты. Почасовая оплата избавит перевозчиков от необходимости нарушать правила. Например, превышать скорость для вписывание в срок доставки. Если грузополучатель будет знать, что за любой простой нужно будет заплатить, он будет вынужден создать условия для того, чтобы быстрее разгрузить машину и отправить ее обратно. В тарифную политику следует также включить затраты на «Платон» — тогда будет понятен пересчет ставок перевозчиком.
Нет также условий, позволяющих убрать с рынка недобросовестных игроков. Если бы на рынок был допуск, то была бы возможность при необходимости удалить нарушителя. И он бы сам задумался: а стоит ли ему демпинговать или перегружать машины? Тогда бы можно было выстроить качественную тарифную политику и просчитать нижнюю планку рынка.