Транспортные компании Новосибирска направили министру транспорта РФ письмо в надежде изменить неподходящий для сибирских условий режим труда водителей.
Сибирская Ассоциация Автомобильных Перевозчиков (СААП) провела в Новосибирске пресс-конференцию, на которой объяснила свою позицию по поводу установленного Министерством транспорта РФ режима труда и отдыха водителей, а также сообщила о направленном в адрес министра транспорта РФ Максима Соколова письма с требованием пересмотреть и внести изменения в требования.
Как рассказал президент СААП Вячеслав Трунаев, режим для водителей большегрузов был введен ещё в 2004 году, но контролировать исполнение этой нормы не представлялось возможным. Однако государство обязало перевозчиков заменить аналоговые тахографы на цифровые к июлю 2016 года. Это означает, что новое устройство (которое стоит примерно 50 тыс. руб.) позволит точно определить время, которое каждый водитель провел в пути. И если водителя остановит на дороге сотрудник ГИБДД, он может быть оштрафован за нарушение режима.
Сейчас водитель может работать за одну смену только 9 часов за рулем (10 часов разрешено проводить за рулем только 2 раза в месяц), при этом обязательный еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов.
Вячеслав Трунаев подчеркивает, что соблюдать требования приказа Минтранса перевозчики не смогут по нескольким причинам. Во-первых, придорожная инфраструктура не позволяет водителям получать полноценный отдых когда это предписано режимом: количество платных автостоянок при движении на восток существенно ниже необходимого. При этом государство не может обеспечить автопоезду место для остановки. А останавливаться там, где нет условий для этого, может быть опасно как для перевозимого груза, так и для здоровья самого водителя, поскольку за Уралом сохраняется криминогенная обстановка, уверен Вячеслав Трунаев. В итоге всю ответственность будет нести водитель.
Президент СААП отметил, что сами водители стремятся отказаться от отдыха по графику, если до конечной точки маршрута остается менее двух часов пути — они торопятся завершить поездку, чтобы отдохнуть в комфортных условиях. Таким образом, норматив должен позволять работать максимум 12 часов в смену, а не 10, как заявлено сейчас — по сути, работа водителя должна быть приравнена к вахтовому режиму. При этом итоговое соотношение отдыха и рабочих часов руководители компаний менять не собираются — требования по суммарному отдыху будут выполнены.
«Если предписано 168 часов отдыха, мы готовы предоставить этот отдых, но в нормальных условиях, дома, а не в спальниках где-то в степях в Забайкалье», — сказал Трунаев.
Председатель Правления СААП Алексей Лядусов затронул экономическую составляющую вопроса:
«Сегодня, работая в таком режиме, эффективность предприятий упадет порядка 30%. В денежном эквиваленте тариф вырастет примерно на 4 руб. с километра. Последние года полтора забота Минтранса о нас, о перевозчиках, водителях, льстит, но так или иначе она будет недешево обходиться населению. Когда принимаются подобные приказы, законопроекты, Минтранс всегда ориентируется на Европу. Но при этом забывают условия эксплуатации техники, состояния дорог и так далее. Что я имею в виду: средняя скорость движения грузовика на наших дорогах составляет 60 км в час, в Европе — порядка 85-88 км. в час. То есть грузовик при данном режиме в России может пройти максимум 650 км, в Европе — 850 км. То есть эффективность там выше на 30%. Нам либо придется поднимать тарифы, либо увеличивать скорость движения».
Спикер отметил, что рост тарифов в итоге скажется на жителях, поскольку цены на товары поднимутся. А предприятия, состояние автопарка которых и так оставляет желать лучшего, поскольку не могут позволить себе новую технику много лет, и вовсе не смогут вкладывать средства в обновление.
Управляющий партнер юрфирмы «Бизнес и право» Евгений Сизов раскрыл вопрос в правовом поле:
«Основная правовая конструкция в любом государстве предполагает, чтобы, во-первых, норма права была исполнима, то есть она физически должна иметь возможность исполниться, а второе — если есть обязанность, то есть какое-то право».
Он объяснил, что приказ Минтранса обязал работодателей обеспечить выполнение условий режима труда, самих водителей обязали неукоснительно соблюдать требования приказа (введена административная ответственность за неисполнение приказа):
«Однако у водителя, по сути, нет возможности исполнить требование. Он должен прийти к работодателю и потребовать обеспечить ему условия для выполнения приказа. Но ни компания, ни даже ассоциация не может создать таких условий, которые были бы комфортны для водителя. Получается, нужно обращаться к государству, которое сошлется на то, что трудовые отношения — это отношения между водителем и работодателем. В итоге провисает правовая конструкция: от кого можно требовать возможности исполнения этих правил? На сегодня мы, юристы, не видим того, кто мог бы быть обязан это делать».
Светлана Жигалова
Деловой квартал — Новосибирск 14 апреля 2016 года