На 20% вырастут тарифы на автомобильные грузоперевозки уже в следующем, 2025 году. Об этом сообщается в обзоре комитета по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Dentro и ГЛТ. И этот рост тарифов автоперевозчики не считают конечным. Потому что уже сейчас автоперевозчики работают на грани рентабельности.
Техника
Себестоимость грузоперевозок выросла из-за повышения затрат на приобретение подвижного состава, объясняют участники рынка. В обзоре комитета по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Dentro и ГЛТ, сообщается, что увеличение ключевой ставки привело к росту лизинговых платежей на грузовики на четверть год к году, до 26–27%.
Мало этого, на автоперевозчиков давит утильсбор. Его ввели с 1 октября 2024 года. Для седельных тягачей иностранного производства он в реальном выражении увеличился на 41,1%, до 2,46 млн руб., полуприцепов – на 54%, до 1,11 млн руб. год к году, статистику РЖД-Партнеру предоставил Илез Хамурзиев, операционный директор Dentro. В результате итоговая стоимость техники с учетом лизинговых платежей и ставки утильсбора за август – октябрь выросла на 2,9%, до 14,1 руб. А это значит, автоперевозчики ограничивают обновление и пополнение автопарков, разводит руками И. Хамурзиев.
Кто возместит затраты автоперевозчикам? По логике – грузовладелец. Но средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за км, данные предоставил сервис ATI.SU. Снижение уровня рентабельности заставляет игроков уходить с рынка автоперевозок, заявляет Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» и президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. Оставшиеся в итоге все равно повысят тарифы. Уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки может вырасти на 20% уже в следующем году, заявляет он.
«Избежать негативных последствий помогут меры поддержки для перевозчиков», – сказал В. Филатов.
Кадры
На 74%, до 131 тыс. руб. выросли зарплаты в среднем у дальнобойщиков за январь – июнь 2024 года. Но избавиться от дефицита кадров участникам рынка не удалось. Ставку повысили до 10 руб. за км, кроме того, введены дополнительные оплаты за обучение, экономию топлива и продолжительный стаж работы, рассказывает Павел Горбунов, глава ГК ГЛТ. Но ситуация менее острой так и не стала. Для сравнения, руководителю отделов логистики предлагают 113 тыс. руб.
«Повышение зарплат связано с обострением дефицита этой категории сотрудников. Уже сейчас более 10% автопарков компаний простаивают из-за нехватки водителей грузовиков», – разъясняет В. Филатов.
Средний возраст дальнобойщика – 46 лет, за последние четыре года этот показатель увеличился на 5,4%, констатируют в ГЛТ.
«За 2024 год доля увольнений по причине выхода на пенсию составила порядка 9,6% от общего штата водителей компании», – продолжает П. Горбунов.
Повышение зарплаты – один из основных инструментов для удержания и привлечения кадров, поэтому перевозчики регулярно индексируют зарплаты с учетом дополнительных компенсаций за обучение, повышение классности, экономию топлива, участие в реферальной программе и стаж работы.
«Перевозчики стараются привлечь новых и удержать действующих работников собственными силами, но этого недостаточно. Компаниям совместно с государственными органами важно ускоренными темпами запустить новый проект, который поможет привлечь больше молодых людей в профессию и ускорить обучение будущих работников», – подчеркивает В. Филатов.