Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков объяснила, к чему приведет действие системы сбора платы за проезд по федеральным трассам, а также рассказала о своих предложениях по изменению ситуации.
24 ноября в Новосибирске прошел круглый стол, на котором подводились итоги первой недели работы грузоперевозчиков в системе «Платон», обсуждались последствия ввода системы в том виде, в котором она представлена сейчас.
Напомним, с 15 ноября с большегрузов будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам через систему «Платон». Каждый километр обойдется перевозчикам в 1,53 руб. (изначально — 3,73 руб.)
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев объясняет, что сама по себе система вызывает множество вопросов:
«Огромное количество людей не устраивает тот факт, что сбор средств делегирован коммерческой структуре».
По словам участников круглого стола, взимать средства будет оператор «РТ-Инвест Транспортные системы», и средства будут поступать не напрямую государству — часть из них будет оставаться у самой компании.
Представители Ассоциации уверены, что одним из выходов из сложившейся ситуации могло бы быть включение платы в топливный акциз. Но при этом они отмечают, что за содержание дорог участники рынка платят уже сейчас — в виде акцизов, включенных в стоимость топлива — это 7 рублей в каждом литре бензина — «остается только забрать и распределить». Однако 50% существующих дорог не соответствует качеству, ущерб от проезда по которым не возмещают перевозчикам. К тому вызывает сомнение обещания привести в идеальное состояние дороги к 2018 году, сообщают участники круглого стола. По их признанию, именно это и вызывает протесты.
«Со стороны Ассоциации понимаем, что система будет иметь место. Но сейчас она практически в нерабочем состоянии — некорректно отслеживаются маршруты и происходят списания денег. Данной системе необходим тестовый период — 6 месяцев. Сейчас Минтранс её вводит в судорожном состоянии», — рассказывает Вячеслав Трунаев.
В свою очередь председатель правления СААП Алексей Лядусов рассказал в перебоях работы системы. По его словам, в первые дни сайт не работал, а после нескольких часов работы он оказался перегружен:
«Сейчас это урезанный вариант того, как должно быть. Возникают вопросы о списании денежных средств: пропала детализация на сайте. Например, мы проводили сравнения данных мониторинга — деньги списывались когда машина стояла».
Алексей Лядусов возмущен тем, что деньги списываются некорректно, а контроль за списанием потерян.
Саму систему участники рынка называют ненадежной и непонятной. Например, их возмущает тот факт, что предполагающиеся штрафы на какое-то время оставляют в Москве и Московской области, хотя это противоречит КоАПу. В то же время сейчас никого не штрафуют. Беспокоит также размер штрафов — он определен для предприятий в размере от 400 до 1000 тыс. руб., хотя должен быть адекватным стоимости проезда.
Ещё одно озвученное предложение от грузоперевозчиков — введение постоплаты. Объясняется это тем, что оплата от клиентов приходит только после того, как была совершена перевозка.
По словам Вячеслава Трунаева, ввод платы за проезд неизбежно поднимет цены. Например, на продукты цены могут вырасти от 0,2 до 7-10% в некоторых случаях. И 100% нагрузки ляжет на плечи потребителей.
Кроме того, с рынка может уйти порядка 450 тыс. транспортных средств — это четверть всех ТС. А это, по подсчетам главы СААП, приведет ещё к большим убыткам для бюджета:
«Поступления в бюджеты разных уровней от одной фуры доходит до 1 млн руб. в год. Умножив 450 тыс. машин на миллион, получим 450 миллиардов. Этих денег может недосчитаться бюджет. В итоге непонятна экономика».
Кроме того, это приведет к уменьшению степени конкуренции, и это также вызовет рост цен. А бизнес в конечном счете становится убыточным. По подсчетам СААП, доходность равняется минус трем рублям с километра (в том числе за счет удешевления автопоезда, который изначально стоит 9 млн руб. — автоперевозчики попросту не смогут продать ТС).
Коммерческий директор компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор отмечает, что он пока не наблюдает спада в перевозках, но связывает это с предновогодним ажиотажем.
Алексей Лядусов подчеркивает, что частные перевозчики уже начали останавливать машины — по сути они выпали с рынка, что приведет к уменьшению объема перевозок.
Светлана Жигалова
«Деловой квартал — Новосибирск» (www.dk.ru), 24 ноября 2015 года