Сегодня 19 апреля 2025

17.04.2025

Минтранс направил ведомствам предложения о дополнительных мерах поддержки автомобильных перевозчиков грузов на фоне роста расходов, связанных с последствиями повышения ключевой ставки, увеличением конкуренции на фоне переориентации логистики с европейского направления из-за санкций, повышения лизинговых платежей.

Поддержка

По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», по итогам I квартала себестоимость грузоперевозок выросла на 12%. За год лизинговые платежи увеличились на 60%, утильсбор – почти на 80%, ремонтные затраты – на 20%, уровень зарплат водителей – на 49%. Ситуацию усугубляет высокая доля недобросовестных перевозчиков – их более 60%. Они демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов, снижая тарифы на 20% по сравнению со среднерыночным уровнем.

«Рынок автомобильных грузоперевозок сейчас действительно под серьезным давлением. Снижение грузопотока и тарифов на перевозки при одновременном росте лизинговых платежей и утилизационного сбора делает бизнес для добросовестных перевозчиков практически нерентабельным. Особенно тяжело приходится «белым» компаниям, которые работают прозрачно, платят все налоги и официально выплачивают заработные платы. Мы считаем, что меры поддержки должны быть нацелены именно на такие компании. Основной критерий – уровень налоговой нагрузки. Это может стать объективным индикатором добросовестности. Если компания стабильно платит налоги, значит, она заслуживает приоритетной помощи от государства. Это, с одной стороны, создаст стимул уходить из тени, с другой – станет эффективным способом адресной поддержки», – говорит Евгений Бабаев, президент АО «ИТЕКО».

В ведомстве уточнили, что предложения касаются как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки отрасли. Так, по итогам встреч с представителями автоперевозчиков были выработаны несколько инициатив, направленных на улучшение ситуации в секторе.

По мнению участников рынка, в числе таких мер может быть: применение пониженной ставки по страховым взносам для всех категорий налогоплательщиков только при условии, что средняя заработная плата по организации превышает 5 МРОТ; снижение ставки НДС до 10% на внутрироссийские перевозки позволит сделать экономически нецелесообразным использование схем по незаконному возмещению налога, что в настоящее время приводит к существенным потерям бюджета (до 500 млрд рублей ежегодно). Оба сценария не требуют дополнительных бюджетных вливаний, но дают «белым» перевозчикам шанс пережить сложившуюся кризисную ситуацию. Также среди сценариев поддержки – отсрочка платежей по взносам во внебюджетные фонды, субсидии на сохранение занятости и оплаты труда, льготные кредиты, гранты на разработку и внедрение программного обеспечения в логистике, которые помогут оздоровить экономику логистического сектора в долгосрочной перспективе.

«Для поддержания транспортных предприятий наиболее действенными мерами будет возможность получения льготного целевого кредитования на топливо, выплату заработной платы и платежи в рамках системы «Платон». Государство вполне сможет реализовывать и отслеживать эти меры. Кроме этого, возможно рефинансирование уже действующих лизингов и формирование механизма льготного финансирования новых лизинговых договоров, ведь при текущих высоких ставках и низких фрахтах обновление парков практически не производится. Производственные площадки и дилеры «завалены» новой техникой. Убытки несут все, а запас возможностей у многих на исходе. В обозримом будущем ситуация развернется и случится «отскок» – цены на перевозку взлетят вверх, и тогда уже пострадают грузоотправители. Конечно, все эти меры в полной степени не решат накопившиеся проблемы перевозчиков, но смогут снизить турбулентность как на рынке грузоперевозок, так и у производителей, поставщиков техники», – поделился директор КИТ-Групп Максим Киселев.

Фундаментальный подход

«Экономику нужно вести стабильно. В чем стабильность заключается? В том, чтобы имеющиеся законы начали нормально функционировать. На рынке грузовых автоперевозок сейчас нет нормального ценообразования, нет нормальных «правил игры». Кому-то выделят денег, и они снова будут потрачены зря, потому что ничего не поможет, через какой-то период опять понадобится «пилюля», – считает Владимир Матягин, президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс». – У нас слишком свободный выход на рынок. Получается, кто-то зашел, взял что смог за счет нарушения законодательства, всем вокруг сделал плохо и ушел. А рынок и стабильные игроки остались «у разбитого корыта». Система финансового взаимодействия хозяйственных субъектов тоже страдает – перевозчик вкладывает деньги в доставку продукции, а заказчик может не заплатить за услуги, разориться, стать банкротом. В то же время перевозчик должен заплатить государству налоги, особенно НДС, который оплачивается не по факту прихода денег, а по бумаге. Пришли перевозчику деньги от заказчика или не пришли – никого не волнует, государство НДС не возвращает. Рынок нормально не функционирует, а стимулировать финансовыми поддержками – не выход. Это «рыба», а дать надо «удочку» – нормальные работающие законы. Можно снижать затраты перевозчика за счет цен на топливо, «Платона», но это тоже будет временное подспорье и деньги, выброшенные на ветер, которые не вернут стабильность».

Также, по мнению эксперта, на какой-то период за счет контроля финансов, которые государство выделит в качестве поддержки, цены на перевозку опустятся еще сильнее, недобросовестные перевозчики продолжат нарушать законодательство и еще ниже «утащат» рынок грузовых автоперевозок. Только серьезные системные методы позволят восстановить работоспособность системы.

Такой же точки зрения придерживается генеральный директор логистической компании ООО «РФК Групп» Максим Чепов: «Правительству, безусловно, виднее, стоит ли точечно помогать финансово отдельным участникам, всей отрасли, или оказать поддержку за счет создания более благоприятных условий для развития автотранспортных компаний. Единичная помощь поможет только в очень коротком промежутке времени. При этом, например, создание государственных или частично субсидируемых государством программ по подготовке квалифицированных водителей даст долговременный положительный толчок в отрасли, где нехватка кадров в последние годы была и в периоды высокой деловой активности, и в периоды спада».

Конечно, даже предлагаемые Минтрансом меры большинством игроков рынка будут восприняты положительно, но эффект будет кратковременным, и даже эту самую поддержку надо будет «переждать».

«Главное, чтобы это не обернулось волной раздачи дешевых денег. Необходимо продумать целевую поддержку перевозчиков. Основным драйвером снижения рентабельности бизнеса выступает уменьшение грузовой базы по итогу I квартала 2025 года. При этом перевозчики буквально находятся между молотом и наковальней: с одной стороны, они вынуждены уменьшать ставки за свои перевозки, с другой стороны, те не перекрывают возрастающие расходы. Долго находиться в такой ситуации они не смогут. Выиграет тот, у кого достаточно ликвидности, и кто за счет нее может дольше переждать ту самую поддержку и дальнейшее увеличение тарифов», – рассказывает Андрей Серебряков, заместитель генерального директора по работе с клиентами ООО «Канавара Логистик».

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики