По предварительным оценкам, грузооборот автоперевозок в апреле 2017 года вырос на 1,2–1,4%. Соответственно динамика этого показателя в середине весны оказалась ниже, чем в марте, когда грузооборот увеличился на 1,6%. При этом если говорить об объемах погрузки, то здесь темпы роста практически стремятся к нулю.
Рынок – в ожидании лучших времен
Тем не менее, представители автоперевозчиков полагают, что ситуация в перспективе может улучшиться. На это указывает, в частности, рост спроса на лизинг грузовых автомобилей. В частности, по импорту в I квартале 2017 года в РФ было ввезено седельных тягачей из стран дальнего зарубежья более чем в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2016-го. КАМАЗ увеличил продажи в I квартале 2017 года увеличил продажи новых моделей грузовиков на 37,5%.
Таким образом, стагнация с обновлением машин для грузовых автоперевозок в текущем году прекратилась. Об устойчивом росте модернизации парков пока говорить рано: ведь нынешний всплеск продаж следует соотносить с крайне низкой базой. Ведь еще совсем недавно лизинговые машины возвращались лизингодателям или перепродавались из-за низкой доходности автоперевозок. В течение 2015–2016 гг. лет из оборота выбыло около 10% всего автотранспорта.
На международных линиях – оживление
Судя по поступившим новостям, в апреле основным фактором роста грузооборота стали внешнеторговые транспортировки. Прибавка достигнута, в частности, на российско-турецких маршрутах. По данным министра транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмета Арслана, в мае началась выдача разрешений на осуществление международных грузовых автоперевозок, а также квот на транзит.
Таким образом, кризис в отношениях двух стран преодолен, и уже в мае начнутся грузоперевозки турецкими фурами как в Россию, так и транзитом в страны Средней Азии. Причем, норма в 6 тыс. фур, обговоренная в качестве квоты на транзитные грузоперевозки, действительна лишь на первоначальном этапе, а в будущем квоты могут быть вообще отменены.
В январе–феврале 2017 года был зафиксирован рост российских автоперевозок на турецком направлении. Экспорт увеличился почти на 40% после частичной отмены ограничений на поставки сельхозпродукции. Правда, это происходило на фоне обвала турецкого импорта в январе–феврале 2017 года РФ. Тем не менее, в целом объем торговли между Россией и Турцией за два месяца вырос на 2%. В апреле стал прирастать и турецкий импорт, что связано с отменой продуктового эмбарго на некоторые виды продукции из этой страны.
Из РФ в Турцию по автодорогам везли в основном пшеницу, подсолнечное масло, металлы и удобрения. А в обратном направлении поставлялись цитрусовые, одежда и обувь, продукция химической промышленности, машины и оборудование. В марте 2017-го был снят запрет на поставки из Турции репчатого лука, цветной капусты и брокколи. Под запретом остаются поставки из Турции замороженного мяса и субпродуктов кур и индеек, томатов, огурцов, свежего винограда, яблок, груш, клубники.
При этом с 15 марта власти Турции изменили порядок ввоза некоторых видов сельхозпродукции для переработки внутри страны, в том числе пшеницы и подсолнечного масла, и Россия не попала в перечень стран, имеющих право на беспошлинные поставки. Так что в апреле в структуре автомобильных грузопотоков произошли перемены, в результате объемы экспорта и импорта были практически сбалансированы.
В апреле также отмечено некоторое оживление автоперевозок между РФ и Ираном. К концу весны стороны исчерпали дозволы и в начале мая вынуждены были обменяться новыми квотами на транзит в размере 1 тыс. разрешений. Прибавка достигнута как по импорту, так и по экспорту из РФ. В частности, из из Ирана в Россию стремительно вырос ввоз рыбной продукции.
Однако основной рост по грузообороту в сегменте международных автоперевозок зафиксирован на дальневосточном направлении. В частности, в направлении границы с Китаем
Как считают эксперты «Центра развития» НИУ ВШЭ, компании-импортеры в РФ практически адаптировались к санкциям и экономическому кризису в России: несмотря на выставленные барьеры объем поставок из-за стран дальнего зарубежья растет. И значительную долю этого грузопотока обслуживает автотранспорт. Эти перевозки стали приближаться к предсанкционному уровню в декабре 2014 года. Увеличились поставки в РФ химической продукции, продовольствия, текстиля и обуви, других товаров широкого потребеления, а также продукции машиностроения.
В России дорожают ставки на автоперевозки
На внутренних маршрутах в апреле – своего рода затишье. Это связано с увеличением тарифом на грузоперевозки и переключением части грузопотоков на железнодорожный транспорт. Как полагают эксперты, тарифы на автоперевозки продолжат расти.
В частности, генеральный директор FKKGroup Владислав Фадеев, оценивает этот рост не менее чем на 15% до конца 2017 года. По его словам, для этого есть вполне объективные причины. Одним из факторов, оказывающих влияние на увеличение тарифов, несомненно, оказывает «Платон», ставки по которому с 15-го апреля выросли на 25%.
Принято считать, что его доля в общем тарифе невелика. Однако не стоит забывать, что система взимания платы оказала косвенное влияние на ситуацию в отрасли: в стране происходили эпизодические забастовки, многие компании целенаправленно приостанавливали работу на маршрутах или сокращали объемы перевозок, что вызвало некий дефицит транспорта и, в свою очередь, привело к определенному росту тарифов.
При этом на рынке до сих пор присутствуют перевозчики, игнорирующие необходимость оплаты проезда 12-тонников по федеральным трассам. «Компетентные органы постепенно вычисляют неплательщиков, что приводит к сокращению количества перевозчиков на конкретных направлениях и, как следствие, росту ставок», – подчеркнул В. Фадеев.
Негативным фоном для рынка являются акции протеста, которые в апреле проводились в разных регионах РФ. 10 мая в Москве состоялся съезд дальнобойщиков, на котором недовольные владельцы грузовиков сумели все-таки объединиться. И на 22 мая их представители намерены провести переговоры в Совете по правам человека при президенте в Москве. Однако стачечная борьба достигла своего пика в апреле. А в мае ее активность уже стала сходить на нет.