Сегодня 16 октября 2024

18.10.2016

Автомобильные грузовые перевозки продолжают оставаться нестабильными, а динамика их роста в сентябре, по предварительным оценкам, по-прежнему стремится к нулю.

Европа под прессом нестабильности

Аналогичная картина наблюдалась и в августе, когда, согласно данным Росстата, грузооборот автотранспорта составил 21,6 млрд т-км (+0,6% к аналогичному периоду 2015 г.), а объем перевозок – 496,5 млн км (+0,2%). Это указывает на то, что основные тенденции на рынке в сентябре сохраняются прежними, за исключением одного: если ранее прирост грузооборота был меньше, чем объемов перевозок, то в августе и сентябре картина несколько изменилась.

Динамика превышения грузооборота над объемами перевозок указывает на то, что автоперевозчики отчаянно борются за дальние рейсы. И именно они в сентябре обеспечивают пусть и скромное, но все-таки улучшение сводных результатов. Оно отмечается как на внутренних, так и на международных маршрутах.

Впрочем, улучшение фиксируется не на всех направлениях международных рейсов. Скажем, на X Международном конгрессе «Транспорт и логистика – 2016» в Минске представители ассоциации «БАМАП» отметили, что в транзитных перевозках в Европу после заметного роста в начале 2016 года в начале осени отмечено некоторое похолодание. Оно коснулось всех перевозчиков, как российских, так и польских, которые также традиционно занимают ведущие позиции в транзите грузов на маршрутах между ЕС и РФ.

Одна из причин – то, что стоимость проезда по платным участкам белорусских автодорог в разы выше, чем ставки в российской системе «Платон», сообщила заместитель генерального директора ассоциации «БАМАП» Наталья Высоцкая. Дешевле ехать через Украину.

Правда, по осени и в Украине у автоперевозчиков – свои проблемы. И дело здесь не только в макроэкономических проблемах, а в довольно-таки банальном обстоятельстве: на дорогах Украины недавно ужесточили весовой контроль, отметила руководитель направления логистики группы компаний «Прометей» Анастасия Щербанюк. И часть грузопотоков после этого стала тяготеть к железной дороге.

Едем в Казахстан

На азиатском направлении, наоборот, отмечено потепление. Как отметили участники заседания казахстанско-российской Смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международного автомобильного сообщения, которое состоялось в Астане 3 октября 2016 года, формирование Единого экономического пространства создало условия для роста объемов двусторонних перевозок грузов между Казахстаном и РФ. Положительная динамика проявилась и в сентябре текущего года. А по итогам 2015-го и первых 9 месяцев 2016 года произошел рост объемов автоперевозок в 3 раза, рассказал генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных.

Позитивную роль сыграло временное решение по осуществлению перевозок грузов российским транспортом с территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР транзитом через Казахстан в Россию. Данное решение будет действовать до начала полномасштабной реализации соглашения между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

«Соглашение между Минтрансом России и Минтрансом КНР о временных перевозках грузов автомобильным транспортом транзитом через территорию Казахстана от 17 декабря 2015 года дает российским перевозчикам возможность уже с 2016-го работать на участке одного из маршрутов ШОС, связывающем сибирские регионы России с СУАР. И это оказало поддержку российским автоперевозчикам», – отметил А. Двойных.

В связи с приростом автоперевозок через российско-казахстанскую границу транспортными ведомствами двух стран было решено обменяться дополнительным контингентом разрешений в/из третьих стран на текущий момент и увеличить предварительную квоту обмена бланками дозволов на 2017 год.

Для облегчения процедур транзита в РФ намерены внедрить международный весовой сертификат грузового транспортного средства в соответствии с приложением 8 к Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах. Для сохранения благоприятных тенденций сейчас необходимо, чтобы и казахстанская сторона провела скоординированные действия в этом направлении. В связи с этим на Смешанной комиссии обсудили изменения в нормативные акты в сфере международных автоперевозок.

Внутренний рынок меняет плечи

Если говорить о внутреннем рынке автоперевозок, то на нем по-прежнему ситуация во многом определяется высокими рисками низкой платежеспособности покупателей автотранспортных услуг. Это обстоятельство уменьшает доходы автоперевозчиков. Изменение валютного курса, рост инфляции также негативно сказывается на доходах. Повышенные страновые риски, обостренная политическая ситуация в странах ближнего зарубежья подталкивают многих крупных автоперевозчиков расширять сферы деятельности прежде всего внутри того региона, в котором он имеет партнеров, отметили в АО «Совавто Санкт-Петербург».

В таких условиях наиболее стабильные результаты демонстрируют те компании, которые работают на коротком и среднем плече: это повышает показатель оборота транспортного средства. И в условиях, когда клиент склонен задерживать платежи, позволяет улучшать экономические результаты на рынке автоперевозок.

В целом в сентябре 2016 года на предприятиях, где смогли расширить объем сбыта, отмечается переключение грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт. Клиенты объясняют это тем, что в нынешних условиях приходится оптимизировать логистические издержки. А один из способов этого – поиск таких цепочек поставок, которые позволяют укрупнить отправляемые партии грузов.

Борьба ставок

Вместе с тем нехватка вагонов в отдельных регионах и невозможность упорядочить отправки из-за малопредсказуемого поведения грузоотправителей порождает также и противоположную тенденцию: доля отправок автотранспортом ряда генеральных грузов, металлопродукции, некоторых видов стройматериалов, продовольствия в сентябре 2016 года увеличилась.
Например, при перевозке продуктов и товаров народного потребления из Екатеринбурга в Сургут оператор может пообещать предоставить дисконт в 20% от ставок автоперевозчика и обеспечить доставку день в день. Но при этом он не всегда оказывается способным повлиять на итоговый результат железнодорожной перевозки. В частности, длительность перевозки из Екатеринбурга в Сургут официально занимает около 3 суток. Однако клиент учитывает не только продолжительность поездки, но и время на процесс погрузки-выгрузки. А он займет на железной дороге не менее 2 дней, а при автоперевозках – максимум полсуток, отметил коммерческий директор ООО «Посейдон» Амврос Кчатрян.

Этому способствует гибкость предложений автоперевозчиков и операторов логистических складов. В частности, на внутренних линиях они все чаще стали предлагать скоординированные сервисы по перевозкам грузов на палетах, которые размещают на тентовых фурах. Таким образом, отпадает необходимость при отправках небольших партий грузов пользоваться контейнерами, а следовательно, и более дорогими сервисами фур со специальными прицепами.

Кроме того, по словам директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина, перевозка груза в тентованной фуре на палетах позволяет перевезти в 1,5 раза по объему больше грузов, чем в контейнере, – просто потому, что сам по себе железный контейнер имеет ощутимую массу. А современные средства погрузки/выгрузки на логистических складах позволяют выполнять переработку грузов на палетах практически с той же скоростью, как и грузов в контейнерах.

Как полагают некоторые эксперты, вторая декада сентября показала, что цены железнодорожных операторов в некоторых регионах могут стать в дальнейшем разогревающим фактором для автоперевозок, если тренд на повышение ставок на вагоны продолжится.

Впрочем, сетует менеджер по организации перевозок компании «Обухов», и на рынке автоперевозок также наблюдается скрытый рост цен: по его словам, перевозчик обременяет прежние расценки сопутствующими условиями – предлагается ждать, когда освободится машина, требуется обратная/попутная загрузка. Если условий для снижения себестоимости нет, то цены корректируются, причем не в сторону уменьшения.
Так что в этом отношении ситуация остается также неустойчивой.

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики