Сегодня 23 декабря 2024

27.05.2024

Автотранспорт лидирует по многим критериям, которые важны для грузовладельца, но и проигрывает в ряде важных параметров. Об этом на конференции «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы», организованной РЖД-Партнером, рассказал директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов.

В 1990-х существовало понятие «сфера рационального распределения транспорта». Считалось, что на короткой дистанции приоритет и предпочтение в доставке отдается авто, на средней – ж/д, на дальней – морским перевозкам и грузовой авиации.

Если обратиться к данным Росстата, хоть они и не совсем объективны, потому что не все фиксируются в статистике, в динамике видно, что последние 10 лет рынок меняется в сторону автотранспорта и особенно остро – когда обозначился дефицит железнодорожной инфраструктуры. Динамика средней дальности грузовых перевозок на авто выросла в 2,5 раза, что можно связать с активным развитием инфраструктуры. В то же время на железной дороге – порядка 2 раз, что коррелирует с увеличением экспортно-импортных перевозок. Однако нужно отметить, что автоперевозки вытесняют ж/д транспорт из сегмента перевозок средней дальности.

«Это говорит о том, что конкуренция есть, поэтому целесообразно оценить, с чем это связано, какие преимущества есть у автотранспорта и где не дорабатывает железная дорога», – отмечает Ю. Соколов.

В числе того, что можно отнести в пользу конкурентоспособности авто – развитость инфраструктуры, возможность перевозок «от двери до двери», механизм платы за инфраструктуру, меньший уровень госрегулирования, в том числе тарифного, и качество обслуживания клиентов.

«На железной дороге уровень качества не соответствует представлениям, которые у нас есть о том, какой должна быть качественная перевозка. Традиционно сильны сегменты сохранности груза, информационных технологий, однако не соответствуют ожиданиям соблюдение сроков доставки, полнота удовлетворения спроса, наличие вагонов», – подчеркивает Ю. Соколов.

Автотранспорт, в свою очередь, лидирует по критериям, которые важны для грузовладельца – срочность, комплексность, полнота удовлетворения спроса, ритмичность перевозок. Но проигрывают с точки зрения безопасности экологичности, что важно для общества и государства, и не совпадает с критериями выбора грузовладельцев.

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики