01.12.2015

Во вторник комитет Госдумы по делам общественных объединений одобрит и порекомендует принять в первом чтении и сразу в целом законопроект правительства о приравнивании автопробегов к демонстрациям, а палаточных городков — к пикетированию. Такая скорость принятия законов нехарактерна для Думы и свидетельствует о срочности вопроса для власти.

Поправки в закон о митингах были разработаны МВД и внесены в Госдуму в конце сентября. В случае одобрения Госдумой демонстрацией будет считаться «организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации». Сооружение палаточных городков в общественных местах приравнивается к пикетированию.

Автопробеги могут выливаться в стихийные протесты и приводить к массовым беспорядкам, прямо объясняют авторы необходимость нововведений в пояснительной записке к законопроекту. Максимальный размер административного штрафа для граждан после ужесточения закона о митингах за такие нарушения может достигать 300 000 руб., а для юридических лиц — до 1 млн руб.

Скорее всего, законопроект будет рекомендован к принятию в первом и сразу во втором и третьем чтениях, «но я за него голосовать не буду», заявил «Ведомостям» председатель комитета по делам общественных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). «Протестующих дальнобойщиков он не коснется, они же едут без всякой символики. И он был разработан и внесен гораздо раньше этой ситуации», — считает депутат.

На заседание комитета, где будет решена судьба закона, приглашены представители мотоклуба «Ночные волки» и движения автомобилистов «Синие ведерки». Представитель «Ночных волков» не ответил на звонки корреспондента «Ведомостей». «У властей после протеста дальнобойщиков есть опасения, что автомобили будут использовать для протеста, в этом законопроекте изначально заложены двойные стандарты применения», — считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Под автопробег с символикой могут попасть даже похоронные и свадебные процессии или слет любителей рыбалки — и только власть будет определять, какой автопробег хороший, а какой нет. Власть, как обычно, пытается решить проблему не с того конца», — отмечает активист. При этом после 12 митингов в спальных районах Москвы против расширения платных парковок народ начинает понимать, что все законные выступления ничего не дают, предупреждает Шкуматов.

«Я сам провел 10 всероссийских протестных акций автомобилистов, но мы не выдвигали политических требований, только экономические. Мы не перекрывали дороги и не чинили населению препятствий», — говорит депутат Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). Но тогда были другие времена, а сейчас ситуация резко обострилась: могут быть выдвинуты и политические, и антиправительственные требования, объясняет Лысаков. «Разговор не о запретах, но если хочешь устанавливать палаточный городок, с которых на Украине начинался майдан, то нужно согласовывать свои действия с учетом изменившихся реалий», — полагает депутат.

«Во время кампании по выборам мэра Москвы в 2013 г. (в которых участвовал политик Алексей Навальный. — «Ведомости») мы очень долго боролись с властями Центрального административного округа: они включали в постановления о разрешении акций запреты ставить «палатки и иные конструкции» — и это давало простор для трактовки», — вспоминает бывший активист кампании Навального Николай Ляскин. «Мы перешли с кубов на мобильные «ролапы», но и и это стало запрещенной конструкцией. Такой законопроект дает местным властям возможность трактовать его так, как им удобно, и запрещать все, вплоть до атрибутики», — указывает активист. По его мнению, принятие таких поправок связано с подготовкой к думским выборам 2016 г., но они пригодятся властям и для подавления любых социальных протестов.

Получить официальный комментарий МВД не удалось. По словам источника в МВД, речь идет об уточнении законодательства о массовых мероприятиях и закрытии имеющихся пробелов в нем. По словам собеседника «Ведомостей», подготовка правоохранительных органов к противодействию явлениям, подобным киевскому майдану (где важную роль сыграло движение «Автомайдан»), ведется непрерывно в течение нескольких лет и в случае возникшей необходимости к таким выступлениям можно было бы принять и другие меры. Но определенность законодательства всегда лучше неопределенности, поэтому предложенные Госдуме поправки нужны, говорит источник в МВД.

Ольга Чуракова

Ведомости 30 ноября 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики