03.05.2006

Залог на дороге

Первая сложность перед перевозчиком при покупке техники в кредит возникает почти сразу. Если нужно найти средства на 1 – 2 машины, предстоит обойти несколько банков. «Немногие банки готовы предоставлять кредиты малым предприятиям, если тем нужно менее 10 млн. рублей .Однако выбор все-таки есть. Банки уже вводят услуги для транспортного рынка. Часть готова выдавать перевозчику кредит на покупку автомобиля от 1 млн. рублей».

Тем не менее одно преимущество кредит перед лизинговой схемой имеет точно. По словам Андрея Матвеева, при выдаче кредита банк не всегда обращает внимание на бухгалтерскую отчетность перевозчика, которая зачастую бывает «серой». В расчет берутся другие показатели: движимое имущество, которым обладает фирма, ее расположение, документы, подтверждающие прибыльность бизнеса.

Банки могут работать и с индивидуальными предпринимателями, которые часто не обязаны подтверждать оборот своего бизнеса. Но в этом случае перевозчики должны оплатить 30% стоимости покупаемой в кредит машины из своего кармана. При этом грузовик находится в залоге у банка, пока перевозчик полностью не погасит кредит.

Отметим, что процентные ставки по кредитам при покупке автомобилей у банков постепенно снижаются. Если в 2002 году средняя ставка в России составляла 15 –17% в рублях и 14% в валюте, то в 2005-м – 12 –14% и 12,5% соответственно.

По словам одного из экспертов кредитного отдела «Банка Союз», при покупке автотехники транспортная компания может отдать предпочтение лизингу. Прежде всего потому, что машина в этом случае находится на балансе лизинговой компании. К тому же есть возможность ускоренной амортизации техники. В пользу банков работают другие факторы – доверие клиентов и более очевидная схема финансирования сделки.

И все-таки банки вынуждены искать инструменты для конкуренции с лизинговыми компаниями. Например, в «Банке Союз» кредит на покупку автотранспорта напоминает лизинговую схему. В залог берется только приобретаемый автотранспорт, а предоплата составляет 20% от суммы техники. Это вполне сопоставимо с предложениями лизинговых компаний.

Лизинговые компании прикрываются векселями

Коммерческий директор компании Volvo Financial Services Vostok Александр Гогохия назвал несколько преимуществ приобретения машин через лизинговые схемы. Он отметил, что в этом случае амортизация техники происходит быстрее, поскольку на покупку техники не тратятся значительные оборотные средства из бюджета компаний-перевозчиков. Лизинг подразумевает и значительные налоговые льготы: снижение налога на прибыль и налога на имущество, что привлекает предпринимателей.

Менеджер транспортной компании Wett Руслан Мельников уверен, что лизинг выгоднее кредитов по двум параметрам – налоги на транспортное средство платит лизингодатель, он же может предоставлять отсрочки по лизинговым платежам.

Транспортная компания Imperial Logistic для покупки нового автотранспорта отдала предпочтение лизингу. По словам ее генерального директора Кирилла Решетина, сейчас на рынке лизинговых услуг сложились хорошие процентные ставки – 10 – 15%. «Мы собираемся взять в лизинг 5 автосцепок общей стоимостью около 400 тыс. евро. Рассчитываем, что они окупятся за 2 года», – заявил он «Гудку». Кредит в данном случае невыгоден тем, что в залог придется оформлять уже имеющуюся в парке технику, которой в компании в настоящее время не так много.

Отметим, что, приобретая автомобиль в лизинг, перевозчик получает машину, уже поставленную на учет в ГИБДД. Кроме того, в стоимость лизинга включен сервисный контракт. Поэтому перевозчик получает ежемесячно один счет. И таким образом погашает лизинг и рассчитывается за сервисное обслуживание. Лизинговые компании также имеют право получать льготные условия по страхованию автомобилей и делятся льготами со своими клиентами.

Но за всеми преимуществами перед перевозчиком встают и проблемы – в виде тех или иных обязательств перед лизингодателем. Так, компания Volvo Financial Services Vostok, стремясь оградить себя от недобросовестных клиентов, при поставках машин в лизинг выписывает векселя. По мере поступления платежей они погашаются. Если у клиента возникли финансовые трудности, то на их решение дается месяц. Затем лизинговая компания принимает решение – либо провести реструктуризацию графика платежей, либо через суд добиваться возврата техники. По словам господина Гогохии, векселя – это вынужденная мера борьбы с неплатежами. Если не будет подобной дополнительной защиты, процентные ставки за лизинг будут держаться на высоком уровне. Стоит отметить, что компания Volvo Financial Services Vostok предоставляет автомобили в лизинг на 4 года под 20% годовых.

Однако не всех перевозчиков устраивают действующие на рынке условия лизинга. По словам директора транспортной компании «Оскар» Сергея Сирота, использовать лизинг имело бы смысл, если бы процентные ставки не были так высоки. Кроме того, первоначальный взнос, который надо заплатить за машину, также достаточно велик. «Если вносить меньше 30% за машину, лизинговые компании требуют дополнительные гарантии, – заявил он «Гудку». – Помимо того что машина находится в залоге, необходимо оформлять в залог еще и имущество компании. Например, если брать в лизинг автомобиль стоимостью 70 тыс. долларов и внести первоначальный взнос – 7 тыс. долларов, то в этом случае требуется дополнительное обеспечение».

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики