Независимые нефтетрейдеры Новосибирской области и Красноярского края обратятся к региональным властям и в антимонопольную службу с просьбой вмешаться в ситуацию с ограничением поставок ГСМ. По данным участников рынка, объем мелкооптовых поставок почти всех видов топлива менее чем за месяц снизился в 3,5 раза. Ситуацию усугубляет рост оптовых цен на ГСМ на фоне заморозки розничных. Независимые АЗС вынуждены работать в убыток, избегая пока повышения цены на топливо. Эксперты связывают дефицит поставок топлива на АЗС с желанием нефтяников до завершения нефтяного налогового маневра успеть извлечь максимальную выгоду от высоких цен на нефть на мировом рынке.
Объединения независимых нефтетрейдеров Новосибирской области и Красноярского края сообщили о критической ситуации, сложившейся на независимом региональном топливном рынке. Она связана с резким ограничением поставок ГСМ нефтепроизводителями и ростом мелкооптовых цен. Союз владельцев АЗС Красноярского края обратился с открытым письмом к губернатору Александру Уссу с просьбой вмешаться в ситуацию. Реакции со стороны губернатора пока не последовало.
Ассоциация независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» (Новосибирск) до конца недели подготовит обращение к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и в ФАС России. «Ситуация с нехваткой топлива на АЗС наблюдается с начала октября. Единственный поставщик ГСМ в регионе — «Газпром нефть» — сократил в 3,5 раза по сравнению с сентябрем объем мелкооптовых поставок почти всех видов ГСМ. Проблема очень серьезная и усугубляется с каждым днем — ряд независимых АЗС в течение последних нескольких дней приостанавливают работу на несколько часов»,— рассказала “Ъ” президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» Юлия Золотовская.
Ограничение поставок топлива нефтепроизводителями подтверждает и президент Союза владельцев АЗС Красноярского края Евгений Решетников: «»Газпром нефть» и «Роснефть» снизили объемы поставок в регион. Это происходит на фоне постоянного роста мелкооптовых цен. Розничные цены заморожены с лета этого года соглашением между правительством РФ и вертикально интегрированными компаниями (ВИНК), они находятся в таком состоянии, несмотря на изменения конъюнктуры сырьевых цен и курса рубля».
По данным госпожи Золотовской, с начала года оптовые цены на различные виды топлива выросли на 15–20%, розница подросла на 5–7%. «Идет схлопывание маржи АЗС. По дизельному топливу она уже отрицательная — мелкий опт дороже, чем розничные продажи»,— говорит она.
Снижая предложение на внутреннем рынке и стимулируя рост оптовых цен, ВИНКи за счет увеличивающегося спроса стремятся минимизировать финансовые потери, вызванные замораживанием цен в рознице, говорит господин Решетников. «Я с уверенностью заявляю, что сегодня АЗС ВИНКов в розницу реализуют продукт с отрицательной маржой. Это недопустимо с точки зрения налогового и гражданского законодательства — коммерческая организация своей целью должна ставить извлечение прибыли. Нами усматривается в ценообразовании ВИНКов очевидный нерыночный механизм»,— сказал “Ъ” Евгений Решетников. Он отмечает, что независимые розничные сети региона уже не в состоянии поддерживать конкурентные цены на своих АЗС, так как на протяжении нескольких месяцев работают в убыток. По его данным, за последнее время отток клиентов от независимых операторов на АЗС ВИНКов составил в крае около 15–20%.
В ситуации с ограничением поставок от нефтепереработчиков можно было бы приобрести ГСМ на бирже, но там цена будет гораздо выше и поступит топливо на АЗС только через месяц, говорит совладелец новосибирской сети АЗС «Прайм» Геннадий Панкеев. «В такой ситуации участники рынка вынуждены приостанавливать работу. С другой стороны, АЗС нефтяных компаний могут позволить себе покупать топливо за 52 руб. за л, а продавать за 46 руб. Независимые АЗС так, конечно, не могут. У кого есть «жирок» — будут пытаться держать цену и работать в убыток, чтобы не потерять клиентов, у кого нет запаса — вынуждены будут поднимать цены»,— говорит господин Панкеев.
Независимые игроки могут поднять розничные цены, но кто тогда купит это топливо, отмечает Юлия Золотовская. «Независимых нефтетрейдеров вынуждают уходить с рынка, причем на самых невыгодных условиях. Каждый независимый нефтетрейдер сегодня готов продать свой бизнес, но он никому не нужен — рынок в упадке»,— говорит она.
«Газпром нефть» на запрос “Ъ” не ответила. Ситуация дефицита поставок топлива на АЗС связана с желанием нефтяников до завершения нефтяного налогового маневра успеть извлечь максимальную выгоду от высоких цен на нефть на мировом рынке, говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Если ФАС расценит обращение нефтетрейдеров как небеспочвенное, то ВИНК вынуждена будет обосновать причину образовавшегося дефицита, а также предпринять меры по изменению ситуации, отмечает он. В числе очевидных ответов — ремонты на НПЗ, а также направление больших объемов нефтепродуктов на биржевые площадки, говорит эксперт.