Сегодня 13 октября 2024

07.06.2019

Правительство уверяет, что сдержит цены на топливо, но эксперты советуют вспомнить о четырёх прошлых кризисах.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает стабилизировать оптовые цены на бензин, введя для независимых НПЗ требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже. Как пояснил «Известиям» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, такая мера может стать альтернативой инициативе об увеличении порога обязательных продаж моторного топлива на бирже.

Сейчас доля независимых НПЗ составляет 10%-15%. При этом они имеют право на налоговый вычет, если продают на бирже не менее 10% произведенных нефтепродуктов. Однако требование о равномерности и регулярности реализации нефтепродуктов на такие НПЗ не распространяется.

По словам Голомолзина, необходимо привести независимые НПЗ к такому же режиму торгов, как у вертикально интегрированных компаний. В ФАС надеются, что это позволит отказаться от повышения порога обязательных продаж на бирже.

Действие очередного соглашения с нефтяниками о заморозке цен на бензин завершается 30 июня, и пока вопрос о его продлении не обсуждается. Ожидается, что правительство к этому времени примет решение в отношении независимых НПЗ и порога продаж.

Ранее Независимый топливный союз (НТС) забил тревогу в связи с ростом цен на бензин и даже обратился в связи с этим с письмом к вице-премьеру Дмитрию Козаку, но тот посчитал предупреждение необоснованным и преждевременным.
В НТС выразили сожаление по поводу такого ответа и отметили, что все их предыдущие прогнозы сбывались.

«В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, в итоге мы получили ценовой скачок, который удалось остановить только лишь снижением акцизов на топливо, административным принуждением крупных нефтяных компаний к увеличению поставок на биржу и заморозкой розничных цен. Сейчас история повторяется», — говорится в сообщении НТС.

Судя по данным Росстата, цены все-таки медленно, но растут. Так, за неделю с 28 мая по 3 июня, бензин автомобильный подорожал на 0,4%, дизельное топливо — на 0,1%. Неделей раньше в статистическом ведомстве также зафиксировали рост цен на бензин в 54 субъектах РФ.

По прогнозам НТС, за лето цены на бензин могут вырасти как минимум на 10%-13%. В то же время, глава Минэнерго Александр Новак на полях Петербургского экономического форума заверил, что до конца этого года рост цен будет в пределах инфляции.

«Наша задача регулировать, в том числе за счет созданного инструмента, в рамках измененного налогового законодательства — обратного акциза, демпфера», — пояснил он журналистам.

При этом министр поддержал главу «Роснефти» Игоря Сечина, который призвал вернуться к рыночному регулированию цен.

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев убежден, что есть только один способ урегулирования цен — снижение налогов на бензин, а именно — отмена акциза.

— Другого реального способа нет. Все способы, которые перепробовало правительство, оказались нежизнеспособными. В первую очередь, это демпфирующий механизм, потом дотация, которую пытались дать из Фонда национального благосостояния (она тоже не дошла до потребителей)
«СП»: — То есть те способы, которые предлагает ФАС, работать не будут?

— Конечно, не будут, это всё нерыночные меры. Это попытка решить проблему при помощи различных административных механизмов. С 1 января этого года очень сильно подняли налоги на бензин: в полтора раза увеличили акциз, увеличили НДС, увеличили налог на добычу полезных ископаемых, увеличили тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Все это вместе привело к тому, что все нефтеперерабатывающие заводы в России стали нерентабельными, ведь цены на бензин и дизельное топливо зафиксированы еще с 31 октября.

Какие в этой ситуации могут быть меры, если безумно увеличили налоги и зафиксировали цены? Мера только такая — или отменить часть налогов, или отпустить цены. Освобождение цен правительство не устраивает, тогда отмените налоги. Тем более что эти налоги — такая маленькая часть поступлений в бюджет, что реально никакой роли не играют.

Они же знают, что нужно было отменить акциз. В прошлом году, с 1 июня, это даже делали. Но в этом году на это идти не хотят, в результате получается то, что видим сейчас: нефтеперерабатывающие заводы (все, без исключения) убыточные. Часть из них живет на дотации от нефтедобычи. Небольшие компании, которые торгуют бензином, закупают его на биржах и потом продают в розницу. На биржах цены тоже не рыночные, а фиксированные, объемы продаж — фиксированные.

В результате вся эта нерыночная конструкция приводит к тому, что объемы производства бензина падают. А импорта бензина у нас нет: никто не везет бензин в Россию, потому что у нас самые низкие цены и в Европе, и в Юго-Восточной Азии. Смысла нет везти. Раньше у нас были большие потоки импорта, но с 2015 года их нет.

Такая печальная картина. Всё это сделано руками правительства. Вся эта дилетантская конструкция производит впечатление, что люди, которые это организовали и принимают решения, просто не знакомы с работой бензинового рынка в России. У нас это не первый и не второй, а четвертый бензиновый кризис в стране!

Конечно, какие-то попытки они будут предпринимать, но единственно реальный способ за один день снизить цены на бензин в стране и наладить работу нефтеперерабатывающих заводов — отмена акциза на бензин. Другого способа нет.

«СП»: — Так стоит ожидать скачка цен?

— Да. У нас из 37 крупных нефтеперерабатывающих заводов восемь не входят в вертикально интегрированные компании, не существует источника для дотирования производства бензина и дизельного топлива на этих заводах. Значит, они разоряются. Они производят около 10% бензина в России. Объемы производства бензина и объемы потребления у нас сейчас равны между собой. Если 10% убрать с рынка, будет дикий дефицит. Он приведет к резкому скачку цен. Это было уже в нашей новейшей истории и в 1996, и в 2000, и в 2008 годах. По регионам начинался дефицит: тотально закрывались заправочные станции, а цены за один день поднимались в 2,5 раза.

Нельзя бесконечно наступать на одни и те же грабли. Надо хоть немного учиться на опыте. Но нынешнее правительство делает вид, что лучше всех знает, что делать.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев отмечает, что цены на топливо связаны с комплексом вопросов.

— Это цены на нефть и курс рубля, цены топлива на внешних рынках, динамика спроса и предложения бензина и дизтоплива. А главное — будет ли продлено соглашение правительства с нефтяниками о «замораживании» оптовых цен и как будет работать демпфирующий механизм. Правительство в силах удержать ситуацию от резких ценовых скачков, для этого у него есть как административные, так и рыночные инструменты. Я полагаю, кабмин не рискнет выпустить ситуацию из-под контроля, соглашение о «заморозке» будет продлено до конца года, а параметры демпфирующего механизма будут корректироваться вслед за изменением рыночной ситуации.
«СП»: — Цены на ГСМ — это ведь еще и социальный вопрос, так как влекут рост потребительских цен. Могут ли меры, предлагаемые ФАС в отношении независимых НПЗ стабилизировать рынок?

— Федеральная антимонопольная служба предлагает сделать объем предложения топлива на бирже более равномерным и предсказуемым за счет обязанности поставщиков, включая независимые НПЗ, продавать бензин и дизельное топливо регулярно и равномерно. Рост предложения позволит сдерживать рыночные цены на мелкий опт, а обязательства по равномерной и регулярной продаже должно защитить от локального появления дефицита и ценовых скачков. Однако это не гарантирует защиты рынка от резкого всплеска спроса со стороны биржевых игроков, если экспортные цены будут резко расти.

Ранее лучшим и, главное, рыночным демпфирующим механизмом защиты рынка была зависимость курса рубля от состояния рынка нефти. В результате цены на сырье для НПЗ были относительно стабильными, и не было необходимости поднимать цены на продукцию — бензин и дизтопливо. Вообще, цены на бензин мало зависели от внешних цен, так как на экспорт идет лишь малая часть произведенного бензина — 10%-12%, не более.

«СП»: — Какие меры способны остановить рост цен на ГСМ?

— В руках правительства есть инструменты, которые могли бы обеспечить стабильность на рынке, не прибегая к административным мерам. Можно было бы поднять цену отсечения для нефти по бюджетному правилу и снизить акцизы на моторные топлива, которые уже составляют около 20% в розничной цене бензина. Однако фискальные интересы Минфина и необходимость наполнения бюджета почти не оставляют надежд на то, что правительство пойдет на это.

Свободная пресса

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики