Татьяна Зыкова
«Российская газета» — Федеральный выпуск №4705 от 11 июля 2008 г.
Беспрецедентный рост цен на керосин и авиационное топливо на 40 процентов, а также пятикратное подорожание некогда самого дешевого дизельного топлива, цена на которое уже сравнялась с бензином Аи-92, обеспокоило даже видавших виды бизнесменов. Этим беспокойством поделился вчера председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.
«Это серьезное ЧП, которое влияет на сельхозпроизводителей и может привести к росту цен на продукты питания», — коротко сказал он. По его словам, ситуация требует серьезных мер по стимулированию конкуренции на внутреннем и внешнем рынках нефтепродуктов.
«Керосиновая» проблема обострилась из-за того, что в стране не так много качественных установок для производства этого вида топлива. Однако, считает Шафраник, можно создать такие условия, что и керосин, и дизельное топливо, производимые из российской нефти, можно было бы с выгодой завозить из бывших стран СНГ — Казах стана, Таджикистана и даже Украины. Кроме того, «запустить» на брошенные в стране нефтяные скважины, которыми не интересуются «акулы» нефтяного бизнеса, малые нефтяные фирмы численностью до 100 человек. Сегодня, по данным Шафраника, половина фонда таких скважин в России простаивает. «А это более 50 миллионов тонн нефти, которая не уйдет на экспорт, а останется на внутреннем рынке», — подчеркнул Шафраник. И добавил, что эти две меры, по его мнению, «остро необходимы и реальны».
Третья важная мера, по его словам, обеспечить свободный доступ любых мелких компаний, обладающих небольшими объемами сырья, к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), которыми владеют крупные нефтедобывающие компании. «Как только на НПЗ можно будет свободно «войти и выйти», это оздоровит рынок, замедлит рост цен на бензин, поскольку он разойдется только по бензоколонкам страны», — сказал он. Кстати, ответственность за «расчистку» рынка от монополизма практически полностью, по его словам, лежит на Федеральной антимонопольной службе. «Мы уже три года убеждаем ФАС быть не просто жесткой, а предельно жестокой по отношению к владельцам заводов, но пока результатов не видно», — посетовал Шафраник. Хотя, по его мнению, отсутствие доступа независимых производителей к заводам и борьбы с ценовым сговором играет заметную роль (до 25-30 процентов) в росте внутренних цен на топливо. В то время как влияние спроса, сезонный фактор и спекулятивные моменты в этом процессе крайне незначительны — более 5 процентов. В 30 процентов Шафраник оценивает в цене на бензин зависимость от внешних факторов. А это и рост мировых цен на нефть, и перипетии, как выразился Шафраник, с «несчастным долларом», но главное — растущий уровень потребления энергоресурсов в мире в целом. Комментируя опубликованный накануне прогноз Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому в этом году потребление нефти будет выше запланированного уровня, Шафраник заметил, что это тоже скажется как фактор влияния на рост цен на бензин внутри России.
Отвечая на мучающий тысячи наших сограждан парадоксальный вопрос, почему все-таки в России, являющейся одним из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти, бензин стоит дороже, чем в странах, которые эту нефть закупают, Шафраник сообщил, что «несмотря на большую работу со стороны правительства, в сфере нефтедобычи и нефтепереработки остается еще ряд непринятых мер, позволяющих снизить стоимость бензина». Речь здесь идет о том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России жестко привязан к мировым ценам на нефть, и каждые два месяца пересматривается в сторону повышения. В результате в Америке, например, налоговая составляющая не превышает 20 процентов, а в России составляет 50 процентов. Поэтому снижение цен на бензин невозможно без изменения в налоговой системе страны. Иначе жесткая привязка к мировому рынку и впредь будет постоянно опустошать кошельки граждан.
В итоге, отвечая на вопрос, какими темпами и насколько вырастут в ближайшие месяцы цены на бензин в России, Шафраник мрачно пошутил, что «они не достигнут 1 евро за литр. Но при этом, правда, немного успокоил. «Во втором полугодии цены на бензин будут расти меньше, чем в первом, когда подорожание этого топлива составило 14 процентов», — сказал он.
Тем временем
С целью снижения цен на топливо в правительстве рассматривается вариант строительства независимых нефтеперерабатывающих заводов, не связанных с вертикально интегрированными компаниями. По самым предварительным оценкам, строительство одного такого НПЗ может потребовать от государства около 8 млрд долларов.