Уже в середине 2017 года по дорогам Москвы начнут ездить первые беспилотные грузовые автомобили. Легкие коммерческие «ГАЗели» и Hyundai будут перевозить грузы самостоятельно, но пока под присмотром человека. Превратить часть своего грузового автопарка в беспилотный транспорт, который сможет передвигаться по дорогам общего пользования, намерена транспортная компания Traft.
Автономные грузовики компании Traft уже через полгода должны начать ездить по обычным дорогам не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
Недавно компания объявила конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков. Поставщика – интегратора беспилотного ПО, которым может стать российская или зарубежная компания, определят в начале марта 2017 года. На оснащение первых 20 автомобилей «ГАЗель» Next и Hyundai Porter уйдет восемь недель, после чего машины будут протестированы на специальном полигоне в Москве.
Как пояснили «Газете.Ru» в Traft, тестирование займет около пяти недель, и, если не произойдет сбоев, которые заставят компанию изменить свои планы, уже в начале лета 2017-го беспилотники поедут в коммерческие рейсы.
До конца 2017 года грузовой оператор собирается перевести на беспилотное пилотирование не менее 60% своего регулярного автопарка (140 грузовиков) — не только малотоннажные грузовики, но и фуры.
Правда, человек в кабине таких грузовиков присутствовать пока все же будет — этого требует действующее законодательство, в том числе Венская конвенция о дорожном движении, ратифицированная Россией.
«В связи с отсутствием на данный момент законодательной проработки вопроса управления беспилотным транспортом в каждой из машин на водительском кресле будет находиться оператор. Он будет контролировать работу системы, чтобы в любой момент вмешаться в функционирование роботизированных алгоритмов, — поясняет исполнительный директор Traft Артур Мурадян. — В результате глобальной кадровой реформы все действующие водители будут переучены по специальности операторов беспилотных транспортных средств».
Первопроходцы в области использования грузовых беспилотников в России намерены получить экономическую выгоду, объем которой составит более 500 млн руб. в год.
Главное, на чем собираются сэкономить в компании, — это топливо. «При выборе системы беспилотного управления немаловажным был факт потенциальной экономии топлива, которая может достигать 20%, и контроля износа двигателя грузовой фуры. Кроме того, за счет соблюдения беспилотником скоростного режима удается не только снизить расход топлива, но и минимизировать нагрузку на дорожное полотно», — поясняет Мурадян.
Минимальную экономию на фонде оплаты труда в компании оценивают в 60 млн руб. в год, но отмечают, что выйти на эти показатели удастся через полтора года.
Кроме того, беспилотники даже с элементарными функциями оценки обстановки будут в разы реже попадать в ДТП, что снизит затраты на ремонт.
Другие российские грузоперевозчики пока не спешат внедрять в свой бизнес такие инновации. Однако этим занимаются компании, работающие на рынке перевозок пассажирских перевозок легковым транспортом. Так, например, в октябре 2016 года столичное правительство анонсировало начало тестирования первых беспилотных такси, которым займется крупнейший каршеринговый оператор Москвы «Делимобиль».
Дорожные испытания первых образцов стартуют в 2017 году. Ожидается, что для массового использования в Москве беспилотные такси могут стать доступны в 2018 году.
Возвращаясь к беспилотным грузоперевозкам, можно отметить, что на 2018 год Росавтодором запланированы тесты беспилотных «КамАЗов», созданных совместно с российским разработчиком ПО Cognitive Technologies. Тестирование будет проводиться на отрезке федеральной трассы Казань – Набережные Челны.
Таким образом российские компании пытаются не отставать от достижений в области использования беспилотников иностранными компаниями.
Зарубежный опыт
За рубежом серьезный шаг уже сделан: в конце октября этого года в США был совершен первый коммерческий рейс — автономный грузовик Volvo компании Otto, которой с недавних пор владеет Uber, в своем первом беспилотном рейсе перевез 45 тыс. банок пива, преодолев около 160 км по штату Колорадо.
Если говорить о достижениях других первопроходцев в этой области, то все они пока заняты тестированием автономных машин, приспособленных для езды по обычным дорогам. Компания Google уже несколько лет тестирует свои беспилотники на базе Lexus RX, Toyota Prius и других моделей в Неваде, Калифорнии и Техасе.
В августе 2016 года в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, могут быть включены в систему пассажирских перевозок Финляндии. В Японии в 2017 году стартуют испытания автономных фургонов для доставки посылок.
В 2020 году во всем мире по дорогам общего пользования будут передвигаться 10 млн беспилотных автомобилей, предрекают аналитики BI Intelligence. Компания IHS Automotive прогнозирует, что к 2035 году количество беспилотных машин превысит 21 млн единиц.
По оценкам экспертов, пик развития технологий, позволяющих наземному транспорту двигаться без помощи водителя, придется на 2020–2030 годы. Эксперты из компании AT Kearney предполагают, что через 20 лет этот рынок достигнет немыслимых на сегодняшний день $560 млрд.