Развитие логистической инфраструктуры на острове Большой Уссурийский, который находится на российско-китайской границе на реке Амур и частично входит в городскую черту Хабаровска, позволит создать опорный транспортный узел двусторонней торговли. Об этом на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) ТАСС сообщил министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников. Правда, реализация проекта задерживается из-за того, что после масштабного наводнения в 2013-м году на острове запрещено любое строительство.
«Для Хабаровского края ключевым флагманским проектом российско-китайского сотрудничества является совместное освоение острова Большой Уссурийский. Новый автомобильный грузопассажирский пункт пропуска на острове в связке с «Обходом Хабаровска» и «сухим портом» в комплексе с планами Китая по развитию аналогичной инфраструктуры в уезде Фуюань позволят сформировать новый международный опорный транспортный узел, отвечающий национальным целям развития Дальневосточного федерального округа и РФ в целом», — рассказал Виктор Калашников.
Он отметил, что остров также рассматривается в качестве пилотной площадки по созданию международной территории опережающего развития с реализацией лучших практик в области внешнеторгового, инвестиционного и туристического сотрудничества. Ключевым же вопросом является создание на территории острова Большой Уссурийский грузопассажирского пункта пропуска.
«Это придаст дополнительный импульс развитию автотранспортных грузовых перевозок, позволит задействовать транзитный потенциал Хабаровского края, сформировать условия для наращивания объемов экспорта транспортных услуг на базе планируемого … крупного транспортно-логистического комплекса «Сухой порт» с возможностью предоставления услуг по организации международных контейнерных интермодальных, мультимодальных перевозок», — подчеркнул министр экономического развития Хабаровского края.
По его словам, основной номенклатурой экспорта здесь станет продукция резидентов территории опережающего развития — строительные материалы, пиломатериалы, сельскохозяйственная продукция, продукты нефтепереработки.
Напомним: с предложением построить на Большом Уссурийском острове пограничный пункт пропуска глава региона Михаил Дегтярев обратился к президенту РФ Владимиру Путину еще в 2021-м году. Однако реализация проекта задерживается из-за того, что после масштабного наводнения в 2013-м году на острове запрещено любое строительство.
Вместе с тем планы по развитию острова действительно уже есть. Так, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в свое время поручил властям региона разработать проект продолжения трассы в обход Хабаровска с тем, чтобы она вышла на границу с Китаем.
Дорогу в обход Хабаровска, которая связала между собой три федеральные трассы (Р-297 «Амур», А-370 «Уссури» и А-375 «Восток») и обеспечила доступ к крупным морским портам Дальнего Востока (Восточный, Владивосток, Находка, Советская Гавань и Ванино), открыли для движения в июле прошлого года. Она является платной для проезда.
Кроме того, к 2025-му году в Хабаровске планируют запустить «сухой порт», который сможет обрабатывать до 300 тыс. контейнеров в год. В последующем, при развитии соответствующей инфраструктуры на Большом Уссурийском острове, логистический комплекс рассчитывают увязать с этим транспортным маршрутом.