Цены на бензин весной могут снова пойти вверх: правительство пока не собирается продлевать соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо. Как сообщила газета «Известия», в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака этот вопрос пока даже не обсуждали. Такого же мнения придерживаются и в ФАС. Там полагают, что рынок сам сможет себя отрегулировать. Соглашение о заморозке цен кабинет министров заключил с нефтяными компаниями в прошлом году. Его действие закончится 31 марта. «Коммерсантъ FM» обратился к владельцам заправок в регионах, чтобы узнать, готовы ли они работать без соглашения правительства с нефтяниками? И как могут измениться цены на бензин после 31 марта?
Сергей, владелец независимой АЗС: «Я считаю, что абсолютно правильно, если соглашение не продлят, потому что рынок не может развиваться в режиме такого жесткого механического ручного регулирования. В этом смысле тут можно только приветствовать это решение. Что касается текущей ситуации, заправки могут работать нормально. Предпосылки к росту оптовых, мелкооптовых цен, безусловно, присутствуют. Связано это, в первую очередь, с грядущим повышением налога на добычу полезных ископаемых и повышением акциза. Если правительство с нефтяниками договорится о том, что нефтяные компании будут значительную часть своей переработки отдавать на внутренний рынок, то, думаю, ничего страшного не произойдет. Цены оптовые, мелкооптовые останутся в пределах разумного, соответственно, и на стелах АЗС они сильно расти не будут».
Денис, владелец сети АЗС в Нижегородской области: «Экспорта нет, деньги где-то надо получать, поэтому они решили просто взять и отпустить розничные цены. То есть где-то приблизительно плюс 10-20%, может быть 30% к стоимости будет. Это реально, потому что на экспорте они сейчас недополучают этих денег и захотят их получить с российских потребителей. Вот и все. Оптовые цены необходимо замораживать, потому от них фактически отталкиваются все сельхозпроизводители, транспортники и так далее. Розницу держать ни в коем случае нельзя, она сама себя будет регулировать. Если и мелкий опт, и оптовые цены, и биржи будут расти, произойдет просто коллапс на биржах».
Екатерина Савкина, владелец Саратовской сети АЗС GP Vympel: «Мы отталкиваемся от мелкооптовых цен, от биржевых цен на крупном опте. При этом уровне цен заправки могли бы обеспечить и сохранение розничных цен на сегодняшнем уровне и свою маржинальность на более или менее приемлемом уровне. Поэтому я могу сказать только одно — если мелкооптовые и крупнооптовые цены будут такими, как сегодня, то скорее всего глобальных изменений не будет. А какими будут оптовые цены, я не могу прогнозировать. Это зависит как раз-таки от нужд самих компаний. Я вижу только зависимость от оптовых цен, а влияют на них много факторов».
После 31 марта резкого скачка цен на бензин не будет, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Все-таки без учета действий регуляторов оставлять ситуацию невозможно. Безусловно, у нас нет государственного регулирования цен, но есть регуляторы, которые экономическими рычагами должны каким-то образом стабилизировать рынок. Я думаю, что все равно топливный рынок без такого влияния и воздействия регулятора не останется. Когда соглашение закончит действие, то все-таки необходимо учесть, что хотя и заморозка как таковая снята с розничного бизнеса нефтяных компаний, но, тем не менее, в соглашении или в протоколе совещания у Козака записан максимально возможный рост цен на АЗС нефтяных компаний — 1,7% в январе.
В дальнейшем он должен остаться на уровне годовой инфляции в месячном выражении.
Поэтому такое сдерживание роста цен на АЗС нефтяных компаний, конечно, будет оказывать влияние на весь розничный бизнес, потому что все-таки у нас он конкурентный. На таком рынке повышать цены выше других игроков просто невозможно. Что касается оптовых цен, все будет зависеть от того, как сработает на обратный акциз демпирующие механизмы. Ясность будет где-то в конце февраля. Я не вижу на сегодняшний день веских факторов для того безумного роста цен, который был в прошлом году».
Михаил Леонтьев, вице-президент компании «Роснефть»:
«Мы соблюдаем это соглашение неукоснительно. При этом интересным моментом является то, что правительство, ставя своей целью уменьшить, насколько я понимаю, или снижать рост цен, одновременно предпринимает мероприятия, с неизбежностью влекущие повышение цен — увеличивает акцизы, увеличивает НДС. Я понимаю, что НДС не имеет своей целью именно повышение цен на бензин, но как бы здесь ничего не поделаешь. Существует эффективные рыночные способы, мы много раз об этом говорили. Во всяком случае, если правительство не видит необходимости дальше продолжать административное регулирование, это, наверное, неплохо. В цене на бензин цена нефти, которая является переменной, играет очень маленькую роль, в районе 7% в ценообразовании бензина играет цена на сырье. Все остальное — это фискальная нагрузка, в первую очередь, и издержки производства, издержки уже инфраструктуры и так далее, это розница. Поэтому, если мы с вами выучим главное правило, что главной составляющей цен на бензин является фискальная нагрузка, то, значит, цена на бензин зависит от фискального регулирования».
По данным Росстата, рост цен на бензин в прошлом году в два раза обогнал инфляцию. Таким образом, стоимость топлива выросла почти на 10%.