В Минпромторге РФ считают возможным совмещение в едином бортовом устройстве различных терминалов, которыми сейчас комплектуется автотранспорт. Устройство, сочетающее в себе функционал тахографа, системы взимания платы и терминала ЭРА-ГЛОНАСС, может устанавливаться в грузовые автомобили. Это будет полноценный «черный ящик», содержащий в себе подробнейшую информацию о маршруте передвижения транспортного средства и стиле езды водителя. Министерство транспорта идею интеграции устройств не поддерживает.
Позиция Минпромторга отражена в письме замминистра промышленности и торговли, направленном в Минтранс.
«Реализация совмещения в одном устройстве функций системы «Платон», ЭРА-ГЛОНАСС и тахографа в виде комплекса блоков, соединенных в одну систему, возможна, — пишет Андрей Богинский, заместитель министра промышленности и торговли. — Непременным условием выпуска совмещенной системы считаем использование в ней навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS, разработанных российскими предприятиями…»
Минпромторг предложил разные комплектации интегрированных устройств: тахограф с блоком системы взимания платы и тахограф+«Платон»+ЭРА-ГЛОНАСС в одной «коробочке».
Письмо Богинского — ответ на запрос вице-премьера Аркадия Дворковича, в адрес которого в 2014–2015 годах направлялись предложения объединений транспортников в антикризисную программу федерального правительства в сфере транспорта. В частности, Дворковича просили облегчить нагрузку на бизнес, отсрочив необходимость оснащения машин тахографами, устройствами «Платон» и ЭРА-ГЛОНАСС. В этом контексте обсуждалась идея соединить все устройства в одном блоке, что позволило бы снизить цену оборудования.
Во многом схожие идеи обсуждались в конце сентября этого года на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. В протоколе по итогам совещания есть предложение сформировать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Свои идеи по организации ЕГСНИ поручено представить Минпромторгу, Минтрансу, Минэку, Минкомсвязи и госкомпании АО «ГЛОНАСС». Предполагается, что ЕГСНИ может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности, при этом функционировать система будет на основе сети ЭРА-ГЛОНАСС.
Изначально ЭРА-ГЛОНАСС создавалась как система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия — ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях». При столкновении сигнал о ДТП с указанием точных координат аварии автоматически поступает в диспетчерскую, где сообщение проверяют (терминал ЭРА-ГЛОНАСС предусматривает возможность установления двусторонней голосовой связи) и при необходимости вызывают на место происшествия скорую помощь и полицию.
Терминалы ЭРА-ГЛОНАСС обязательны к установке на все новые автомобили, выпускаемые с начала 2020 года (это предусмотрено техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза). Тахографы обязательны в коммерческом транспорте с 2016 года, а терминалы «Платон» устанавливаются на большегрузный транспорт опционально — ущерб дорожному полотну можно компенсировать без них.
В Минтрансе идею интеграции автомобильных устройств не поддерживают.
— С одной стороны, объединение нескольких приборов в один снизит их стоимость, но в то же время если владельцу «Газели» не нужен «Платон», то он не должен за него платить, — пояснил Алексей Семенов, директор департамента программ развития Минтранса РФ. — Также мы понимаем, что сложность обратно пропорциональна надежности. И если мы совместим два прибора с коэффициентом надежности 0,9, то получим устройство с коэффициентом надежности 0,81. В то время как для ЭРА-ГЛОНАСС требуется максимальная надежность — эта система предназначена для спасения жизней. Поэтому к оценке идеи объединения устройств с различным функционалом следует подходить критически.