Вчера, 28 марта 2019 г., в Новосибирске прошла конференция «Вызовы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли». Мероприятие было организовано редакцией газеты «Коммерсантъ-Сибирь». В конференции приняли участие руководители ряда компаний – членов СААП.
Как с наименьшими издержками и в срок доставить груз? Какие существуют комплексные ИТ-решения, как развивается цифровизация отрасли в регионе? Каковы главные тренды логистических рынков? Об этом и многом другом говорили на конференции.
С докладами на мероприятии выступили президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов, член совета директоров ГК «Байт» Алексей Шпикельман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Александр Зырянов, директор по развитию компании EZDOK Янина Яковлева.
Член Правления СААП, заместитель генерального директора компании «Лонгран Логистик» Алина Атланова рассказала участникам конференции о том, какие инструменты перевозчики могут использовать в конкуренции за клиентов. Качество услуги и цену она вынести за скобки обсуждения, поскольку первое — это некий «гигиенический минимум», а сложившиеся тарифы находятся на грани рентабельности бизнеса. Инструменты для конкуренции она предложила поискать в четырех секторах: внутренняя эффективность управления парком, набор услуг и сервисов, автоматизация, безопасность и соответствие требованиям законодательства.
— Первый блок — «эффективность управления парком». Здесь ключ к успеху зависит от двух составляющих: качество менеджмента и технологии. В нашей компании мы сейчас внедряем технологию, которую я назвала «Линия времени». Идея в том, что каждая минута из 24 часов в сутки относится к определенному состоянию автомобиля. Например, ожидание погрузки, сама погрузка, движение груженого автомобиля, ожидание ремонта и так далее. Система автоматически суммирует время нахождения автомобиля в каждом из состояний. Автомобиль по эстафете передается от одного подразделения другому и задача менеджмента сводится к тому, чтобы сокращать время нахождения автомобиля в неэффективном состоянии. На этапе внедрения высвобождается до 30% времени в целом по парку.
Второй блок «услуги сервиса». Чем больше услуг будет готов предложить перевозчик своему клиенту и чем сложнее эти операции, тем легче ему конкурировать с другими игроками.
Конечно, скорость доставки — это конкурентное преимущество. Повысить скорость доставки можно достичь не только посадив двух водителей за руль, но и изменив технологию работы. В нашей компании мы сейчас внедряем технологию, которую называли «Грузопровод». Через каждые 600 км мы оборудовали площадки для перецепа. В итоге, прицеп с грузом двигается 24 часа семь дней в неделю. В городах, где находятся наши клиенты, у нас есть маневровые тягачи, которые доставляют к клиентам прицепы с грузом.
Блок «безопасность и соответствие требованиям законодательства». Поясню на примере перегрузов. Сейчас ответственность перевозчика и грузоотправителя солидарная, штрафы до 500 тыс. руб. Весовщики научились прекрасно оформлять документы по формальным признакам. Доказать отсутствие нарушения практически невозможно. Достаточно часто штрафы стали приходить на грузоотправителей. И мы на себе ощутили большую заинтересованность многих заказчиков решать эту проблему и снижать эти риски. Мы закупаем прицепы, которые уже оборудованы датчиками нагрузки на ось и уже при погрузке можем оценить, насколько правильно распределяется груз по осям. По нашему опыту, это является конкурентным преимуществом.
Четвертый блок «автоматизация и новые технологии». У большинства транспортных компаний собственные мощные ИТ-отделы. Но при этом на рынке достаточно много разработчиков, которые предлагают классные решения. И мы, несмотря на наличие своего ИТ-отдела, используем и эти решения. Например, приложения по онлайн отслеживанию режима труда и отдыха, приложение «рабочее место логиста».
Если говорить про использование новых технологий, то здесь в пример могу привести телемедицину. Если в этом году наши законодатели, как обещают, примут закон, регламентирующий проведение дистанционных медосмотров, то транспортные предприятия смогут снижать издержки за счет отказа от открытия либо содержания медкабинетов и экономить на стоимости осмотров.