25.12.2019

До нового года осталось восемь дней. И потому мы решили: вместо того чтобы подводить итоги уходящей недели, лучше подытожим, к чему нам, в принципе, следует готовиться в наступающем году. Итак, что же должно измениться в транспортной сфере и в отрасли грузоперевозок в частности?

Весогабаритный контроль: увеличится количество автоматических постов, подорожают специальные разрешения
1. Самый непреложный из всего перечисленного факт — то, что увеличится количество автоматических постов (поскольку это предусмотрено национальным проектом): в течение следующего года на региональных дорогах должно появиться как минимум 50 новых «рамок», на федеральных — около 10.
Вместе с тем размещение постов на федеральных трассах зависит от того, заключат ли, наконец, концессионное соглашение на разворачивание системы. Если этого не произойдет, то работу на федеральной сети так и не начнут — и в течение 2020-го года не появится и этих десяти «рамок».

Напомним: на региональных дорогах каждый субъект самостоятельно выбирает, кому доверить установку автоматических весов, на федеральных трассах эту функцию по концессионному соглашению возьмет на себя единый оператор.

Проект соглашения представили еще в декабре 2018-го года. Его делали под оператора «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы». Однако позже заявку подал «Ростелеком».

Теперь Министерство транспорта вынуждено провести конкурс на подписание концессионного соглашения. Конкурс обещали объявить в 2020-м году и тогда же подвести его итоги.

Из-за того что на данный момент единый оператор все еще не определен, в течение всего 2019-го года новые автоматические пункты на федеральных трассах практически не строили.

В то же время на региональных дорогах разворачивание системы уже идет полным ходом: за 2019-й год установили порядка 90 «рамок», к концу 2020-го года их общее количество, по планам, должно увеличиться до 138.

2. Штрафы за перегруз для всех владельцев грузовиков могут сделать одинаковыми и без «вилки».

За превышение на 2-10% — 100 тыс. рублей;
на 10-20% — 250 тыс. рублей;
на 20-50% — 350 тыс. рублей;
на более чем 50% — 400 тыс. рублей.
Санкции будут взиматься только с владельцев транспортных средств, а их размер будет одинаковым вне зависимости от вида контроля.

Но! Нельзя сказать точно, что это положение вступит в силу именно в 2020-м году. Его могут внедрить вместе с новым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) с 1-го января 2021-го года.

В ноябре этого года законопроект уже приняли в первом чтении, после чего рассмотрение документа несколько приостановилось.

И вот тут не совсем понятно: продолжится ли его рассмотрение в следующем году.

С одной стороны, Дмитрий Медведев «заморозил» изменение действующего КоАП: все новые положения включаются в новый Кодекс, который вступит в силу через год, с 1-го января 2021-го года.

Однако с другой, введение единых штрафов подготовлено в целях исполнения решения Конституционного суда. Поэтому оно вполне может пройти в обход «заморозки» и вступить в силу еще в 2020-м году.

3. Могут подорожать специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств.

И это еще одно изменение, которое в 2020-м году остается под вопросом.

На данный момент при расчете возмещения вреда, который тяжеловесные автомобили причиняют дорогам, применяются понижающие коэффициенты: 0,6 — при превышении допустимой массы на 10-50%, 0,2 — при превышении на 5-10%, 0,016 — при превышении до 5%.

Они будут действовать до 31-го января 2020-го года. То есть: с 1-го февраля за получение специального разрешения, по идее, придется платить полную стоимость.

Но! Понижающие коэффициенты вполне могут продлить. Как это уже дважды делали.

Изначально понижающие коэффициенты вводили до 31-го января 2018-го года, потом их продлили до 31-го января 2019-го года, а после — до 31-го января 2020-го года.

4. Весогабаритный контроль могут передать Ространснадзору.

Компетенции ведомства распространят на федеральные трассы. На региональных дорогах полномочия по администрированию штрафов получат местные исполнительные органы власти.

Такое решение, которое, по сути, означает ужесточение контроля (по крайней мере, так оно в свое время сработало в системе «Платон»), озвучивали несколько раз.

Соответствующий законопроект Министерства транспорта уже готов.

Но! Опять существует два варианта.

С одной стороны, новые положения могут ввести с новым КоАП — с 1-го января 2020-го года.

Однако с другой, есть поручение Президента, которое фактически требует скорейшего разрешения вопроса.

«Платон»: тариф вырастет еще на 16 копеек
С 1-го февраля 2020-го года, и это уже утвержденное решение, тариф увеличится еще на 16 копеек — с 2,04 до 2,2 рубля за километр.
Больше в течение этого года стоимость проезда не должна расти: следующее повышение запланировано только на 1-е февраля 2021-го года.

В принципе, каких-то других важных изменений в «Платоне» пока не предвидится.

Единственное: от платы могут освободить газомоторные грузовики. Эту инициативу проталкивает Российское газовое общество, ее также поддерживает Ассоциация европейского бизнеса.

Но! Министерство транспорта — против, а потому в течение 2020-го года предложение, скорее всего, будут просто обсуждать.

Тахографический контроль: закончится отсрочка для некоторых «физических» собственников грузовиков
С 1-го ноября этого года вступило в силу положение, в соответствии с которым физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили от 3,5 тонн, должны оборудовать свой транспорт тахографами. Однако позже им все-таки дали отсрочку.
Так вот, в 2020-м году ее действие для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн истечет:

к 1-му марта тахограф должен стоят в автомобилях, чей экологический класс не определен;
к 1-му июня — в автомобилях Евро-3 и ниже;
к 1-му сентября — в грузовиках Евро-4 и выше.
Кроме того, к 1-му декабря 2020-го года установку тахографа должны также обеспечить «физические» владельцы грузовиков категории N2 (массой от 3,5 до 12 тонн) с неизвестным экологическим классом.

Утилизационный сбор: повышение ставок — подорожание автомобилей
С 1-го января 2020-го года вырастут ставки утилизационного сбора.
В сегменте легковых автомобилей — более чем в 2 раза: на автомобили мощностью от 1 до 2 литров — на 112%, мощностью от 2 до 3 литров — на 123,5%, от 3 до 3,5 литров — на 126,5%, от 3,5 литров — вообще на 145%.

Для грузовых автомобилей повышение утилизационного сбора будет более «скромным». Максимальным станет увеличение ставок для седельных тягачей от 12 до 20 тонн — на 66,8%.

Для остальных категорий грузовиков ставки вырастут в пределах 20% или чуть более того.

Повышение утилизационного сбора, естественно, обещает отразиться в стоимости импортных автомобилей. Тем более что Правительство выставило довольно жесткие условия для его полного возмещения.

Ранее был разработан Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Подписавшие его зарубежные автоконцерны взяли на себя обязательства увеличивать локализацию производства на территории России. Взамен они могли рассчитывать на субсидии из федерального бюджета, которые, по сути, и должны были стать компенсацией утилизационного сбора.

Однако на 2020-й год Правительство установило, что компаниям гарантированно возместят только половину расходов. В каких объемах будут выделяться остальные 50%, будет зависеть от того, насколько локализовано производство конкретной модели автомобиля на территории России.

Таким образом, ту часть расходов на уплату утилизационного сбора, которые компаниям из федерального бюджета не компенсируют, скорее всего, перенесут в цену автомобиля.

При этом эксперты отмечают, что на таких условиях даже отечественные компании, которые используют зарубежные компоненты, не могли бы рассчитывать на полное возмещение…

С 2022-го года Правительство окончательно «подсадит» зарубежных производителей на зависимость от локализации: с этого времени гарантированный объем компенсаций будет равен 0%.

Сумма субсидий будет полностью зависеть от того, насколько российским, вплоть до использования российских компонентов, будет производство конкретной модели автомобиля.

Система обучения: единый практический экзамен и обжалование результатов
ГИБДД подготовила реформу обучения водителей. Ожидается, что основные изменения вступят в силу с 1-го октября 2020-го года.
1. «Площадку» и «город» объединят в один практический экзамен.

Это, во-первых, означает, что экзаменатор сможет с полным правом потребовать выполнить элементы «площадки» в городских условиях (только на улицах с малоинтенсивным движением и вне жилой застройки), а во-вторых, что при «провале» в городе экзамен надо будет пересдавать полностью — вместе с «площадкой».

2. Увеличится количество вопросов на теоретическом экзамене.

Теоретический блок главным образом хотят расширить за счет вопросов, касающихся поведения за рулем в экстремальных ситуациях и оказания медицинской помощи.

3. Кроме того.

К 1-му октября могут разработать и ввести механизм, который позволит кандидатам в водители обжаловать результаты экзамена. Такую же возможность (если, например, выявлены поддельные документы) получат и в ГИБДД.

При этом уже чуть ли не в январе 2020-го года могут запустить порядок, при котором водителю после лишения не вернут удостоверение до тех пор, пока он не оплатит все штрафы.

Техосмотр: фотофиксация в пункте ТО и штрафы для всех
1. С 8-го июня 2020-го года каждый автомобиль, приехавший на пункт ТО, будут фотографировать: до и после проведения технического осмотра. Все снимки с указанием точной даты и координат машины будут передавать в Единую автоматизированную информационную систему ТО.
С этого же времени диагностические карты начнут оформлять исключительно в электронном виде. Выдача бумажного документа предусмотрена, но только как дубликата и только по просьбе автовладельца.

2. С 27-го июля 2020-го года за непрохождение техосмотра начнут штрафовать всех владельцев автомобилей. Размер санкций установят единым — 2 тыс. рублей.

До 27-го июля следующего года за отсутствие диагностической карты к ответственности по-прежнему будут привлекать только водителей такси, автобусов, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов или оборудованных для перевозки людей.

Для остальных прохождение техосмотра тоже является обязательным: диагностическая карта требуется при оформлении ОСАГО. Однако штрафовать за ее отсутствие пока не могут.

Медицинский осмотр: анализы на наркотики — удорожание справок
Новый порядок, когда для получения водительской справки необходимо сдать анализы на наркотики и CDT (маркер хронического алкоголизма), уже пытались ввести с 22-го ноября этого года.
Однако, увидев толпы атакующих диспансеры в попытке пройти медицинский осмотр по старой цене (за анализы должен платить тот, кому их делают), этот порядок отложили.

Отсрочка, предположительно, будет действовать до 1-го июля 2020-го года.

То есть: с 1-го июля будущего года водителям и кандидатам в водители для получения справки все-таки придется сдавать анализы мочи и крови на наркотики и алкоголизм.

В Министерстве здравоохранения обещают, что к этому числу каким-то образом постараются проработать вопрос, чтобы удешевить проведение тестов.

Если бы новый порядок вступил в ноябре, то в Москве стоимость справки увеличилась бы в 4,5 раза — с 800 до 3 600 рублей, в Приморском крае — в 10 раз, с 500 до 5 000 рублей, и т.п.

Новые правила регистрации автомобилей
Они вступают в силу в первый же день нового года — с 1-го января.
Так, одно из нововведений закона «О регистрации транспортных средств» — возможность поставить автомобиль на учет непосредственно сразу же после покупки — в дилерском центре.

Еще одно новшество — возможность заказать номерные знаки самостоятельно, в специализированной частной организации: при этом сочетание букв и цифр все равно будут назначать в ГИБДД.

Изначально планировалось, что ГИБДД полностью прекратит выдачу табличек с регистрационным номером — всем автовладельцам придется заказывать их у частников.

Однако после того как выяснилось, что таких частных организаций в стране не хватает (а во многих регионах их вообще нет), оставили выбор: можно получить номерной знак или в ГИБДД, или в частной организации.

Согласно новым правилам, кроме того, создается реестр транспортных средств, где будет собрана информация обо всех зарегистрированных автомобилях (год выпуска, экологический класс, номер, VIN) и совершаемых с ними действиях (покупка, продажа, изменение конструкции и пр.).

Получить выписку из этого реестра (бесплатную!) и тем самым проверить историю автомобиля сможет любой желающий.

Если опять не перенесут: переход на электронные ПТС
Когда-то срок перехода на электронные автомобильные паспорта установили на 1-е июля 2018-го года, потом его отложили до 1-го ноября 2019-го года, а затем — до 1-го ноября 2020-го года.
Если в этот раз обойдется без переносов, то с 1-го ноября 2020-го года на все новые автомобили ПТС будут выдаваться только в электронном виде. При этом ПТС на уже зарегистрированные автомобили останутся в бумажном варианте: их обмен на электронные будет добровольным.

Вместе с тем сейчас в России электронные ПТС уже выдаются: на момент публикации текста таковых было оформлено 247 450.

Процесс перехода тормозят другие государства, входящие в Евразийский экономический союз: только в Беларуси выдано 8 электронных паспортов, в остальных странах — 0.

Экспедиторам и перевозчикам разрешат страховать свою ответственность
Законопроект, который дает экспедитору и перевозчику право «застраховать риск ответственности за нарушение договора» и должен, наконец, разрешить все существующие уже десятилетиями противоречия, внесли в Государственную Думу в апреле этого года.

К этому моменту документ, правда, прошел только первое чтение, но есть шанс, что в 2020-м году его успеют принять окончательно и даже ввести в действие.

Сейчас экспедиторы и перевозчики страхуют свою ответственность, однако страховые компании при наступлении страхового случая вполне могут заявить, что такой вид страхования законом не предусмотрен.

Реформа ОСАГО под вопросом
Напомним: в 2020-м году хотели существенно изменить порядок определения стоимости ОСАГО.
С 1-го января 2020-го года из расчета должны были исключить коэффициент территории преимущественного использования автомобиля, с 1-го октября — коэффициент его мощности.

Вместо этого страховщикам думали дать возможность учитывать стиль вождения клиента (с помощью телематических устройств) и количество допущенных им нарушений ПДД.

Плюс, им могли разрешить на 40% (с 1-го октября 2020-го года — на 30%) выходить за границы установленного тарифного коридора.

Кроме того, планировали в 4 раза, с 500 тыс. до 2 млн. рублей, увеличить сумму максимальных выплат за ущерб жизни и здоровью.

Однако из-за того, что все эти нововведения могли существенно повысить стоимость полиса, предложения пересмотрели, а срок проведения реформы отложили.

В урезанном виде оставили только право страховщиков учитывать количество допущенных нарушений ПДД.

Причем в таком виде законопроект еще даже не рассматривался.

Так что в первые месяцы 2020-го года существенных изменений в ОСАГО точно не предвидится.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики