21 мая вступил в силу приказ Министерства транспорта России от 29 марта 2018 года № 119 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Новый порядок устраняет ряд противоречий, существовавших в законодательстве, уточняет процедуру контроля, но в то же время оставляет ряд открытых вопросов.
Так, новый порядок исправляет явное несоответствие понятийного аппарата: приказ Минтранса от 27.04.2011 № 125 содержал понятие «автоматизированные системы весового и габаритного контроля транспортных средств», которое не соответствовало понятию из Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», что являлось основанием для неприменения некоторыми судами положений Приказа № 125 при рассмотрении жалоб на постановления об административных правонарушениях.
Новым порядком также устранена еще одна серьезная проблема — устанавливаются требования к местам установки автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК): продольный и поперечный уклон, ровность проезжей части, подтверждение соответствие результатами лабораторного контроля (не совсем понятно, как часто это должно происходить), расстояние до участков ускорения или замедления движения, расстояние от регулируемых перекрестков и ж/д переездов.
Напомним, что существовавшее ранее распоряжение Росавтодора от 20 июля 2016 года № 1328-р «Об утверждении технических требований к оборудованию автоматических пунктов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения», во-первых, распространяло свое действие только на федеральные трассы, а, во-вторых, было отменено в ноябре 2017 года после обращения Ассоциации «Грузавтотранс» в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить законность весогабаритного контроля.
До сих пор остается неясным, на каком основании в 2016 — 2017 годах действовали пункты весогабаритного контроля на региональных трассах при полном отсутствии соответствующей нормативной документации , предусматривающей требования к размещению таких пунктов.
Также положительными можно считать следующие изменения: введены формы актов результатов измерения весовых и габаритных параметров; порядком устанавливается, что дальнейшее движение возможно после устранения причины нарушения, в том числе методом полной или частичной перегрузки перевозимого груза; на ППВГК должны быть предусмотрены стоянки для размещения задержанных транспортных средств до устранения причин задержания; на СВГК и ППВГК предусмотрено наличие блокирующих устройств для задержания транспортных средств, то есть, перемещение на специализированные стоянки в данных случаях может не осуществляться.
В то же время, КоАП РФ до сих пор содержит нормы, согласно которым нарушение ст. 12.21.1 предусматривает задержание и перемещение на спецстоянку.
Еще одним важным для автогрузоперевозчиков новшеством можно считать введение для АПВГК обязательного информирования водителя (собственника) о нарушении.
Однако, вместо «информационного табло», на котором настаивали многие грузоперевозчики и общественные организации, Минтрансом использована формулировка «технические средства, с использованием которых осуществляется информирование водителя и (или) собственника (владельца) транспортного средства о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства».
Что именно понимается под такими средствами и каков порядок информирования, — пока неясно ни грузоперевозчикам (ответ на запрос в Минтранс Ассоциацией еще не получен), ни самим органам исполнительной власти, применяющим новый порядок.
В итоге, на местах положения нового Приказа Минтранса все читают по-своему. Яркий пример — Свердловская область, где вводят систему оповещения через SMS-уведомления или посредством электронной почты о превышении допустимых весогабаритных параметров при проезде через автоматические пункты весового и габаритного контроля на региональных трассах (протокол совещания рабочей группы под председательством заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области В.Л.Герасименко от 14.06.2018 имеется в распоряжении редакции). При этом предусматривается прохождение электронной регистрации водителя (собственника, владельца) в информационной системе (предполагается, что о необходимости регистрации водителя (собственника) будут извещать специальные информационные щиты на трассах).
Возникают вопросы: каким образом водитель грузового транспортного средства во время движения будет успевать регистрироваться в информационной системе Свердловской области? Каким образом водитель (собственник) будет успевать читать SMS-уведомления, также во время движения, и соблюдая при этом абзац 7 пункта 2.7 ПДД (Водителю запрещается: пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук)? Или он должен в данном случае пойти на нарушение ПДД? Что делать, если в месте установки АПВГК нет сотовой связи? Еще более смешной вопрос — каким образом водитель (собственник) будет успевать читать электронную почту во время движения?
На взгляд Ассоциации «Грузавтотранс», подобные решения, зафиксированные в новом порядке весогабаритного контроля абсурдны, и направлены лишь на формальное соблюдение положений нового приказа Минтранса.
И еще один важнейший вопрос, который остается открытым после принятия нового приказа Минтранса: осталась неурегулированной процедура устранения причин нарушения при выявлении превышения допустимых весогабаритных параметров на АПВГК.
Не предусмотрена возможность контрольного взвешивания, не предусмотрены площадки для устранения причин нарушения на АПВГК, не предусмотрена возможность использования данных независимых весов.
Фактически после принятия нового порядка для грузоперевозчика, с точки зрения контроля его деятельности, на АПВГК ничего не изменилось: он также продолжает получать штрафы и не имеет никакой законной возможности своевременно доказать свою правоту, даже если он проинформирован о нарушении при проезде через АПВГК. Перевозчик поставлен в безвыходное положение.
Напомним, судебная практика повсеместно сложилась таким образом, что суды не принимают никаких доводов, кроме показаний АПВГК: ни данные независимых экспертиз (как это делается по всем делам в других отраслях), ни экономические и математические выкладки о невозможности превышения параметров в определенных случаях. При этом мировая практика дает возможность использовать массу вариантов: от дополнительного контрольного взвешивания (тоже работающим в автоматическом режиме, чтобы исключить человеческий фактор, как это сделано в Австрии), до специальных площадок («трак-стопы»), включающих в себя весовое оборудование для самостоятельного контроля водителем (собственником) допустимых весогабаритных параметров при движении по трассе и перед проездом АПВГК.
Новый приказ, как и предыдущий, никак не учитывает особенностей перевозки ряда грузов: при перевозке сыпучих грузов, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, сыпучих продуктов, при перевозке жидкостей в цистернах; при перевозке в цементовозах и автобетоносмесителях избежать превышения осевых нагрузок бывает просто невозможно.
Для грузов данного вида нагрузка на ось может динамически изменяться при изменении скорости движения, неровностей дорожного полотна и других факторов, а жидкий груз не поддается перераспределению в связи со своими физическими свойствами. Пример: асфальт загружается в транспортные средства из специализированных бункеров при температуре свыше 200 градусов Цельсия. И в этих условиях распределение нагрузки на ось также невозможно.
Очевидно, что новый приказ Минтранса нуждается в доработке с максимальным учетом мнения профессионального сообщества автогрузоперевозчиков. Ассоциация «Грузавтотранс» неоднократно, как на многих профессиональных площадках, так и в обращениях к представителям власти высказывала просьбу автогрузоперевозчиков о необходимости введения контрольного взвешивания (при несогласии перевозчика с результатами АПВГК), чтобы процедура весогабаритного контроля устраивала и грузоперевозчиков, и государство. Для учета мнения отрасли при разработке нормативных актов в настоящее время работает федеральный портал проектов нормативных правовых актов, однако большинство предложений по проекту нового приказа Минтранса о весогабаритном контроле учтено не было.
К сожалению, мнение отраслевого сообщества Минтранс России пока не слышит. Ассоциацией на независимой платформе для создания онлайн-петиций Change.org размещена петиция с требованием ввести контрольное взвешивание при несогласии с результатами АПВГК.
Ассоциация «Грузавтотранс» призывает всех грузоперевозчиков, которые уже столкнулись или пока только слышали о системе АПВГК, подписать петицию, что позволит обратить внимание Правительства РФ и Министерства транспорта на эту серьезную проблему.
Также следует учесть, что от даты вступления в силу нового приказа Минтранса все действующие на автомобильных дорогах общего пользования пункты весогабаритного контроля в обязательном порядке должны соответствовать новым требованиям.
Поэтому грузоперевозчикам в настоящее время следует обратить внимание именно на соответствие пунктов контроля новым требованиям, особенно при выявлении нарушений: любое несоответствие будет являться основанием для отмены постановлений об административных правонарушениях и наложенных штрафов.
Владимир Матягин, Президент Ассоциации «Грузавтотранс»
Российский транспортный портал