13.01.2016

Отрасль грузовых автоперевозок в настоящее время спокойной не назовешь. Многих перевозчиков волнует вопрос жизнеспособности своего бизнеса, так как последний находится в прямой зависимости от принимаемых законов. Высокие налоги, введение платы за проезд по федеральным трассам, грядущее повышение штрафов за перегруз авто — безусловно, это немалые финансовые нагрузки на бизнес, особенно для частных предпринимателей. В настоящий момент готовятся к принятию два законопроекта, о которых необходимо знать перевозчикам.

Первый законопроект — это проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом». Был внесен 9 сентября 2015 года.

Второй — проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)», внесен Правительством РФ на месяц позднее — 9 октября.

О чем идет речь в этих документах и какие изменения ждут перевозчиков с принятием данных законопроектов?

ВВЕДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ТАКИХ ЖЕ, КАК К ЮРЛИЦАМ И ИП

Запрещать регистрировать грузовики на физические лица никто в нашей стране пока не будет. Однако тот факт, что 47% грузового и пассажирского автотранспорта зарегистрирована на физических лиц и не попадает под действующую нормативно-правовую базу, беспокоит законодателя уже давно. Не стоит забывать и том, что подавляющее большинство автомобилей, зарегистрированных на частные лица, используются не для личных перевозок, а коммерческих. Об этом также заявил
Заместитель министра транспорта Николай Асаул в интервью Российской Газете:

«Частный грузовик представляет такую же опасность, как грузовик, записанный на юридическое лицо, поэтому требования должны быть одинаковые, неважно, везешь ты щебень для себя или по договору коммерческой перевозки.

Когда кто-то покупает грузовик, вряд ли он делает это для того, чтобы возить что-то себе на дачу. Грузовик или большой автобус покупается для коммерческих перевозок или для перевозок собственных сотрудников, поэтому требования должны быть одинаковые для частных и юридических лиц. Здесь мы тоже будем менять законодательство».

И в свете последних событий, когда количество ДТП с участием большегрузного транспорта стремительно растет, законодатель предусмотрел ряд требований для решения этой проблемы. Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» предусматривается ряд требований к физическим лицам-владельцам грузовых транспортных средств:

— осуществлять стоянку своего автомобиля более восьми часов только на специализированных парковках;
— выполнять предрейсовый технический осмотр автомобиля, как и юридические лица;
— страховать гражданскую ответственность владельцев транспортных средств;
— оснащать свои автомобили тахографами;
— соблюдать нормы времени непрерывного управления грузовым автомобилем и перерывов в управлении, установленные ПДД.

За нарушение норм времени непрерывного управления грузовым автомобилем владельцу придется заплатить административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.

На оснащение тахографами, страхование, решение вопроса стоянок и другой «подготовки» частникам предоставят один год с момента вступления закона в силу. Таким образом планируется избавиться от нелегальных перевозок и снизить количество ДТП с участием грузового транспорта.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА РАБОТНИКОВ

Одним из основных и важнейших изменений является введение Уголовной ответственности работодателя за «необеспечение установленного режима труда и отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью или смерть человека».

Это значит, если водитель переработал и по усталости или невнимательности попал в ДТП, где пострадали люди, работодатель будет нести за это уголовную ответственность. Стоит напомнить о том, что многие категории автомобилей недавно попали под оснащение тахографами – приборами государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителем. Так вот, если в случае подобного ДТП обнаружится отсутствие прибора, это будет также рассматриваться как «необеспечение установленного режима труда и отдыха работников», а наказание грозит весьма серьезное:

— если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью — лишение свободы на срок до 5 лет;
— если это по неосторожности повлекло смерть человека — лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового;
— повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц — лишение свободы на срок от 8 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Уголовная ответственность будет распространяется не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

СТОЯНКА БОЛЕЕ ВОСЬМИ ЧАСОВ — ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПАРКОВКАХ!

Более восьми часов осуществлять стоянку грузовому транспорту можно будет только на специально оборудованных парковках. Требования к этим парковкам установит Минтранс России. Ему же предлагается разработать порядок ведения Единого государственного реестра специализированных парковок.

За нарушение этого требования грозит административный штраф: водитель заплатит 3 000 рублей, должностное лицо – 5 000 рублей, а юридическому лицу несанкционированная стоянка обойдется в 30 000 рублей.

«ПАССАЖИР» — ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В АВТОМОБИЛЕ

Законопроектом вводится понятие «пассажир», которого сейчас в нормативно-правовых документах нет. И это касается не только пассажирских перевозок:

«пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)».

Таким образом, даже второй водитель грузовика, который находится не за рулем, уже считается пассажиром. А значит, и грузовому перевозчику придется оформлять пассажирскую страховку, если он хочет, чтобы кто-либо кроме водителя имел законное основание сесть в автомобиль.

Кстати, о страховании:

Повышение страховых тарифов также ожидает перевозчиков.

Обоснование для повышения – наличие фактов ненадлежащей эксплуатации ТС и сроков его эксплуатации, наличие нарушений водителями установленного режима труда и отдыха.

ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ШТРАФОВ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА В АВТОМОБИЛЕ, ЕГО НЕПРАВИЛЬНУЮ УСТАНОВКУ ИЛИ НЕИСПРАВНОСТЬ

Нарушениями установленных режимов труда и отдыха водителями законодатель озаботился всерьез. Статистика ДТП со смертельным исходом по вине усталости водителя за предыдущий год показала ужасающие результаты. К тому же, по словам заместителя генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Хачатряна Армена Гургеновича, подавляющее большинство грузоперевозчиков до сих пор не оснастили свои автомобили приборами контроля режимов труда и отдыха водителей либо приобрели недействительные (нелигитимные) тахографы. Такие перевозки бесконтрольны и опасны для дорожного движения. В связи с этим вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях:

За выпуск на линию ТС без тахографа (если его установка предусмотрена законодательством РФ), а также с неработающим, несоответствующим или установленным с нарушением правил тахографом предусмотрены штрафы:

Должностному лицу за выпуск такого транспортного средства на линию — от 70 000 до 100 000 рублей, для юридического лица сумма штрафа еще выше — от 100 000 до 150 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели и владельцы автомобиля-физлица тоже будут нести административную ответственность:
— индивидуальные предприниматели: от 70 000 до 100 000 рублей;
— владельцы автомобиля-физические лица: от 30 000 до 50 000 рублей.

ВОДИТЕЛЬ ЗАПЛАТИТ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ

Относительно наказания за нарушение водителем режимов труда и отдыха идут наиболее активные обсуждения: первый документ предусматривает увеличение административного штрафа от 3 000 до 5 000 рублей, во втором эта сумма в несколько раз выше – от 50 000 до 70 000 рублей.
Напомним, что на сегодня эта сумма составляет не более 3 000 рублей.

ПЕРЕРАБОТКИ ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ СТАНУТ НЕВЫГОДНЫ

Рассчитывать маршрут водителей без учета режимов труда и отдыха, склонять к переработкам и «подгонять» станет для работодателя дорогим удовольствием: за необеспечение режимов труда и отдыха водителей юрлицам и индивидуальным предпринимателям придется заплатить штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК АВТОМОБИЛЯ НА ЛИНИЮ

Наличие должностного лица, ответственного за контроль технического состояния автомобиля перед выпуском на линию, станет обязательным для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Из чего плавно следует следующее изменение, которое вносится в КоАП законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом»:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПУСК НА ЛИНИЮ НЕИСПРАВНОГО ТС

За выпуск на линию неисправного или с нарушением правил экипировки транспортного средства налагается административный штраф:
— должностные лица и ИП: 50 000 рублей;
— юридические лица: 200 000 рублей.

Однозначно, изменения в законодательстве отразятся на деятельности российских перевозчиков. Для кого-то они будут не сильно ощутимы, а для кого-то станут поводом пересмотреть концепцию ведения своего бизнеса. Как это повлияет на отрасль в целом – покажет только время. С точностью можно сказать одно: встречать такие изменения лучше в полной к ним готовности.

АТИ-Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики