Дагестанские дальнобойщики провели очередную масштабную акцию. На этот раз никто не перекрывал дорог и не организовывал «площадок противостояния» вдоль федеральных трасс. Во вторник, 8 августа, руководители транспортных компаний республики собрались в Национальной библиотеке, чтобы создать дагестанскую региональную общественную организацию «Объединение автомобильных перевозчиков».
Как объяснили корреспонденту «Нового дела» собравшиеся, опыт стихийных протестных акций, имевших место ранее, убедил их в том, что этот формат не очень эффективен в борьбе с государством, регулярно принимающим законы, которые ущемляют права водителей. «Сама жизнь, — говорили собравшиеся, — показала нам, что пришло время объединиться, чтобы целенаправленно и методично защищать свои интересы в рамках правового поля, привлекая для этого юристов, экономистов, активно работая с депутатским корпусом. При этом речь идет не только об отмене «Платона». Существует множество проблем, без решения которых российские перевозчики в ближайшем будущем неминуемо проиграют в конкурентной борьбе с зарубежными коллегами».
О многих из этих проблем «Новое дело» писало не раз. К примеру, в свое время один из участников протестной акции в поселке Манас Абдурашид Самадов в интервью нашему еженедельнику рассказывал о проблемах, связанных с так называемой равномерной осевой нагрузкой. Речь о том, что с некоторых пор в России от водителей стали требовать загружать машины равномерно, с одинаковой нагрузкой на каждую ось. При этом, как часто случается, государство абсолютно не озаботилось тем, чтобы создать условия для равномерной загрузки транспортных средств. Вместо этого на федеральных трассах начали повсеместно устанавливать электронные рамки, которые по замыслу чиновников должны оперативно фиксировать нагрузки на оси. И если при прохождении рамки выяснится, что машина загружена неравномерно, на водителя начисляется штраф, который, по словам Самадова, составляет от 200 до 500 тысяч рублей.
Как отмечалось на мероприятии в Национальной библиотеке, система штрафов за осевую нагрузку для российских водителей является проблемой более серьезной, чем пресловутый «Платон».
Мало того, что в стране практически отсутствуют площадки для определения равномерности загрузки автомобиля, во многих компаниях (портах, складах крупных торговых сетей и целом ряде «режимных» объектов) погрузка автомобиля осуществляется без участия водителя, который в итоге не может даже проконтролировать этот процесс. При этом электронные рамки работают крайне некорректно, поскольку запрограммированы строго на определенную скорость движения транспортного средства. Если же при прохождении рамки скоростной режим будет изменен или водитель нажмет на педаль тормоза, показания приборов меняются существенно. Расхождение в показаниях может достигать 20 процентов! Естественно, никто не озаботился установкой соответствующих знаков перед рамками, и поэтому сегодня многие федеральные трассы для водителей большегрузов превратились в минные поля. Кстати, на встрече в Национальной библиотеке была озвучена информация о том, что вскоре первые две такие рамки появятся в Дагестане — одна в Кизлярском районе, вторая — на границе с Чечней.
«Ладно, — отмечали участники встречи, — наши чиновники изобрели очередной метод отъема денег у водителей, и тут все понятно (осевая нагрузка — чисто российское ноу-хау, в других странах такого понятия нет. — «НД»). Но дайте тогда нам хотя бы шанс исправить допущенную ошибку. Если государство так серьезно озаботилось осевой нагрузкой, то пусть в километре-двух от электронной рамки организует весовую площадку, на которой, во-первых, можно будет произвести контрольный замер, а во-вторых, переместить часть груза, отрегулировав нагрузку на оси. Пока же ничего этого нет, и при этом ни один суд не рассматривает законность штрафа, автоматически наложенного на водителя при прохождении рамки. Получается, что чиновников никакая равномерная нагрузка на оси, по существу, не заботит, и все дело в очередном отъеме денег».
«Большинство наших законов выполнить попросту невозможно, — отмечали собравшиеся перевозчики. — Взять, к примеру, требования об обязательном соблюдении режима труда и отдыха. Кто спорит, законное требование, направленное вроде бы на защиту наших интересов. Одна проблема — сегодня борьба с нарушителями режима работы ограничивается только наложением штрафов. Объем которых постоянно растет и будет расти, поскольку площадок для отдыха водителей вдоль наших трасс не существует. Нет, отдельные площадки имеются, но на них нет ни охраны, ни мест для отдыха. Водитель тут по-прежнему привязан к машине, поскольку никто в здравом уме ее без присмотра не оставит. На наших трассах научились «бомбить» большегрузы на ходу, что уж тут говорить о бесхозном автомобиле на неохраняемой стоянке».
В общем, по словам собравшихся, проблем в отрасли назрело выше крыши, причем государство решать их не собирается. Создается впечатление, что чиновники целенаправленно пытаются пустить под нож целую отрасль экономики, открыв российские трассы для конкурентов из других стран. Уже сегодня наши перевозчики проигрывают коллегам из Белоруссии и Казахстана, которые выдавливают из бизнеса российских дальнобойщиков. Если ситуация не изменится, отмечали собравшиеся, в недалеком будущем российские перевозчики и вовсе исчезнут как класс.
«Сегодня мы поняли, — говорили участники встречи в Национальной библиотеке, — что, кроме нас самих, никто наши интересы отстаивать не будет. Именно для защиты своих интересов мы и решили объединиться, чтобы сообща противостоять давлению на наш бизнес. Ясно, что от планов по «Платону» государство отказываться не собирается. Но тогда пускай часть этих денег направят на строительство охраняемых площадок для отдыха, где можно будет поспать, поесть, получить медицинские услуги и при этом не беспокоиться о сохранности груза и машины. Пусть направляют деньги на строительство контрольных весовых площадок. Иными словами, создают условия, позволяющие реально выполнять принятые ими же самими законы».
Прогнозировать, насколько эффективной окажется деятельность новой общественной организации, преждевременно. Тем более что нерешенных вопросов, в том числе организационных, еще много. К примеру, в ходе первой встречи выяснилось, что организаторы не озаботились приглашением к участию в мероприятии всех желающих, автоматически создав оппозицию в собственных рядах. Но это все вопросы решаемые, тем более что проблемы отрасли, о которых говорилось на встрече, актуальны для всех без исключения водителей. А значит, есть основа для объединения и создания единой команды, заточенной на борьбу с усиливающимся давлением.
Ресурс у «Объединения автомобильных перевозчиков» немалый. Республиканский парк большегрузов насчитывает более 30 тысяч машин. Треть перевозчиков из СКФО и ЮФО — это представители Дагестана. 70% товаров из Ирана доставляют в Россию дагестанские дальнобойщики. Так что новое общественное объединение базируется на очень солидной основе. И при грамотной организации дела вполне может добиться того, чтобы с его мнением считались не только республиканские чиновники, которые, кстати, заявили о полной поддержке данного начинания, но и федеральный центр.