Минтранс планировал поднять плату за проезд с большегрузов по федеральным трассам в два этапа – чтобы не давить на бизнес. А в итоге тариф могут увеличить за один раз – и сразу максимально. Не определились только с датой – 1 или 15 апреля.
Зачем мелочиться и ждать
О том, что плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам может вырасти до 3,06 рубля за километр уже в апреле, сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Ранее, в субботу, министр транспорта Максим Соколов заявил, что повышение тарифа может быть однократным и сдвинуться по срокам, но точных дат не назвал.
В данный момент тариф равен 1,53 рубля за километр. В конце прошлого года Минтранс сообщал, что повышение тарифа произойдёт в два этапа: в феврале 2017 года – до 2,61 рубля, а с июня – до 3,06 рубля, но почему-то решили не ждать.
– Сначала было постановление, в котором говорилось, что льготный тариф в 1,53 рубля будет действовать до июня 2017 года, после чего господин Соколов, противореча первому постановлению и самому себе, заявил, что система «Платон» рентабельна, себя окупает, поэтому нужно поднимать тариф, при этом в два этапа, чтобы не давить на бизнес. Теперь Соколов говорит, что поднимать нужно один раз и сразу максимально, чтобы опять-таки не давить на перевозчиков. В словах министра столько противоречий, что мы уже не понимаем, насколько он адекватен в плане оценки ситуации, – говорит дальнобойщик, председатель «Объединения перевозчиков России» (ОПР) Андрей Бажутин.
При этом представитель ОПР отмечает, что увеличение тарифа вряд ли приведёт к росту цен на перевозки или продукты и товары, потому что дальнобойщики продолжают игнорировать этот сбор.
– Если перевозчики начнут платить даже по 1,53 рубля за километр, цены на перевозку и продукты взлетят. Если тариф увеличится в два раза – до 3,06 рубля – то скачок будет ещё больше. Сколько это в процентном соотношении, я не могу сказать, это не могут сказать даже в Минэкономразвитии и в Минтрансе – никто такой аналитики не вёл, потому что дальнобойщики эту систему бойкотируют и за проезд не платят, – добавляет дальнобойщик.
Стоит отметить, уже ведутся разговоры об индексации тарифа на уровень инфляции – до 3,73 рубля за километр, но пока всё это откладывается на 2018 год. В компании V.I.G. Trans резкого скачка цен на перевозки в связи с ростом тарифа тоже не ожидают.
– Что будет, если стоимость сборов возрастёт до того тарифа, который планировался изначально – до 3,73 рубля за километр? По факту стоимость тарифа должна возрасти в 3 раза, но, скорее всего, такого роста мы не увидим, – отмечают в пресс-службе компании. – Подобные ожидания были в прошлом году, но в итоге рост цен был обусловлен инфляционными процессами.
Накажут невыездом и рублём
На российских перевозчиков давят сразу с нескольких сторон. С одной стороны – рост тарифов за проезд по федеральным трассам, с другой – ужесточение наказания за неуплату этого сбора.
В данный момент штраф за неуплату равен 5 тысячам рублей при первом нарушении и 10 тысячам рублей – при последующих в течение года. При этом есть ограничение. Владельца грузовика можно оштрафовать не более одного раза в сутки при фиксации нарушения автоматической камерой. Это правило решили отменить. Минтранс сейчас готовит соответствующие изменения в КоАП. Когда поправки вступят в силу, Ространснадзор сможет выписывать владельцам и водителям большегрузов неограниченное количество штрафов в сутки.
– Введение правила, согласно которому владелец большегруза будет получать столько штрафов, сколько по дороге грузовику встретится камер, мы считаем неуместным. Экономическую пользу это не принесёт, а очередной шквал негатива обязательно вызовет, – комментируют в компании V.I.G. Trans.
Пока что ещё действует пятидесятипроцентная скидка при оплате штрафа в течение 20 дней с момента нарушения. Эта мера была введена в начале прошлого года, чтобы остудить накалившуюся обстановку. 10 января вице-премьер Аркадий Дворкович поручил отменить скидку при оплате штрафа, если неуплата за проезд была зафиксирована не камерой, а инспектором Ространснадзора.
Ужесточение наказания перевозчиков не напугает, отмечает Андрей Бажутин. По его словам, «народ как не платил штрафы и сбор, так и не будут платить».
Это не все механизмы давления на неплательщиков сбора «Платон». В конце прошлого года правительство придумало новое наказание для нарушителей. Отныне, если у перевозчика есть неоплаченный штраф за неуплату проезда, он не может пересечь границу РФ. Если информация о долге появится после его выезда за рубеж, то он не может въехать в Россию, пока не заплатит штраф.
Напомним, система взимания платы с большегрузов массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам была введена 15 ноября 2015 года. Сбор вызвал волну недовольства со стороны дальнобойщиков по всей России. Акции протеста проходят до сих пор: активисты по-прежнему отстаивают свои права на свободное перемещение по стране.