11.11.2015

Дальнобойщики и владельцы транспортных компаний устроили акцию против платы за проезд большегрузов, которая вводится на федеральных трассах. В знак протеста сотни фур выстроились по обе стороны М-51 на въезде в Новосибирск. Мнения у участников разделились: одни требовали полностью отменить сбор, другие были согласны его платить, но только после того, как государство создаст для этого все необходимые условия. Движение не перекрывалось, однако сложности при проезде по этому «коридору» все же возникли.

Официально акция протеста дальнобойщиков была назначена на 11.00. Однако машины с плакатами «Мы против 3,73» начали останавливаться вдоль обочин трассы М-51 «Новосибирск – Челябинск», неподалеку от толмачевского кольца, за полтора часа до начала. За порядком следили несколько экипажей ДПС. Фуры постоянно прибывали, и колонна почти за час растянулась более чем на пять километров. В итоге проезжая часть сузилась, и чтобы разъехаться, другим автомобилистам приходилось притормаживать. Впрочем, многие останавливались и просто из любопытства, чтобы узнать у людей стоящих вдоль обочин, что происходит.

«Мы вышли сюда, чтобы заявить, что мы против платности дорог. Как так, я считаю, такого не должно быть. Мы и транспортный налог платим. Хотя бы тогда не такие расценки – 3,75… Это очень много», – заявил дальнобойщик из Тюмени Сергей Шайхов.

Сами водители, около двух сотен человек, собрались на площадке возле придорожного кемпинга. «Снимите наш плакат», – обратился один из участников акции. – Мы подготовились, кто сам рисовал, кто заказывал, печатал. Посмотрите, у нас всероссийское мероприятие. Здесь есть водители из Пензы, Москвы, Томска, Новосибирска. Просто-напросто губят транспортную отрасль».

«Я предприниматель из Новосибирска. Зовут меня Александр Гриднев. Я хочу обратиться к президенту, Владимиру Путину. Дороги губят не водители, а «Автодор», который их строит не по нормативам. Дороги губит транспортная инспекция, весовой контроль, который берет взятки и пропускает тех, кто везет с перегрузом. Ни для кого не секрет, что по рации такие водители спрашивают, как решить вопрос с инспекторами. Им говорят оставить машину за 100 метров и дойти до них пешком, вопрос решит взятка. Мы соблюдаем нагрузку на ось, нам, частникам, когда машина своя, личная, не выгодно перегружать», – заявил участник акции.

Гриднев заметил, что взимание платы за проезд по федеральным трассам в итоге ударит по карману простых жителей: компании, которые перевозят продукты, лекарства, а также общественно-значимые товары, поднимут цены за транспортировку.

Мнения участников в ходе акции разделились. Одни были категорически против такого нововведения, другие, понимая, что вспять государственную машину не повернуть, просили отладить механизм сбора средств, в частности, по примеру Европы, где подобная практика работает не первый год.

«Наши требования просты: это тестовый режим системы – минимум шесть месяцев, снижение платы за проезд, введение постоплаты перевозок, обеспечение всех заинтересованных трекерами. Штрафы не должны превышать 50 тысяч рублей», – рассказал заместитель компании «Грузовые автомобили-ВТ» Юрий Гурнин. По его словам, оплата за проезд по дорогам федерального значения в Европе – нормальная практика. «Мы не против этого. Когда та же Белоруссия вводила оплату за дороги, было предупреждено за полгода. Были предоставлены пункты выдачи трекеров, считывающих устройств. Машина проезжает, ее видят, как проезжает и за это расстояние снимается плата. Трекеры пришли в Новосибирск только вчера», – пояснил представитель компании-перевозчика.

Только для Новосибирской области Ассоциация автомобильных перевозчиков попросила две тысячи таких устройств. «Это только мы, 40 компаний входит в нашу ассоциацию. А вы представляете, сколько еще частников, все, кто не может дорожную карту выписать. С 15 числа не готовы, а штрафовать уже начнут», – возмутился Юрий Гурнин.

Отметим, что первый раз фуру, не составившую «дорожную карту» и не проплатившую поездку, оштрафуют на 50 тысяч рублей, затем, если ее повторно остановит сотрудник ДПС – штраф 400 тысяч, третий штраф – один миллион.
«В 2012 году Польша за полгода предупредила, что будет вводиться оплата дорог. Нам сказали: покупаете трекеры, ставите. Там за все отвечают нефтяные компании. Мы ездим в Европу, мы платим Shell, мы не платим за дороги. У нас стоят трекеры, они считывают информацию, нам потом Shell выставляет счета. И мы не платим вперед деньги. Здесь же наоборот», – возмутился участник акции. По его словам, теперь транспортные компании должны просчитать с Новосибирска до Москвы путь, понять по каким федеральным дорогам поедут, просчитать километраж и на лицевой счет должны перечислить деньги, которые будут сразу же списаны.

«Так как трекеров нет, должны выписать «дорожную карту». Мы ее выписать даже в электронном виде не можем – не созданы условия. Плюс неизвестно, какая компания аккредитована, и у кого покупать те трекеры. Потому что просто так их не возьмешь», – вторит Юрий Гурнин.

Акция дальнобойщиков была запланирована до 15.00. По словам участников акции, сейчас у них нет другого выбора. «Те, кто возвращается сейчас, не понятно, как они доедут до дома. Просто тоже встанут на трассе и будут стоять», – Юрий Линартович из Новосибирска.

Плата за возмещение вреда дорожному фонду 12-тонниками была утверждена в июне 2013 года, за один километр пути она составляла 3,5 рубля. По постановлению правительства России, плата должна была быть введена с 1 ноября 2014 года, однако затем было принято решение о переносе на 15 ноября 2015 года, при этом размер взноса был увеличен до 3,73 рубля. Позднее плату за проезд вновь пересчитали. До 29 февраля 2016 года, согласно принятым изменениям, ее размер составит 1,53 рубля за километр.

Татьяна Косачева, «Сибкрай»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики