Обсуждение проблем перевозчиков и регулирования их взаимоотношений с властью в ходе круглого стола 18 сентября на площадке КП-Саратов оказалось очень эмоциональным. Грузоперевозчики обсудили противоречия в федеральном законодательстве, пожаловались на то, что их грабят, и поспорили о том, кто должен был последние 25 лет заниматься решением проблем в отрасли.
Лидер движения автомобилистов «12 тонн», дальнобойщик Сергей Сапронов рассказал, что аналогичные встречи уже прошли в 16-ти регионах страны. Он отметил, что главные задачи — объединить перевозчиков, чтобы выработать совместно решения вопросов, понять и представлять их интересы:
— Чтобы мы не были брошены на трассе, чтобы бизнес был рентабелен, соблюдались условия труда и отдыха водителей, не было демпинга.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» (Санкт-Петербург) Владимир Матягин, посетовал, что власть не реагирует на проблемы перевозчиков.
— Нам нужно ездить по регионам и собирать проблематику, чтобы выносить на федеральный уровень, — сказал Матягин.
По его словам проблемы в сфере перевозок копились очень много лет и чтобы их решить, нужен конструктивный диалог.
— После критики должно быть решение всех вопросов. Когда мы координируемся, то решаем общие проблемы, – отметил он.
Весовой грабеж
Выступающие во время обсуждения накипевших проблем накинулись на региональный минтрнс. Люди пожаловались, что их грабят. В частности, рассказал один из них, в Марксе при взвешивании фур на весах отсутствуют контрольные весы, где водители могут проверить правильность взвешивания.
— На каждых весах по всей России стоят спецсветофоры. Если перегруз, то загорается красный. В Марксе он сломан, поэтому никто не знает, перегружен ты или нет.
Мы пытались говорить с сотрудниками весов, те сбегают от нас в вагончики и мы по нескольку часов на жаре ждем их, — пожаловался дальнобойщик.
— Табло не работает, так как начал функционировать автоматический пост. Сразу идёт фотофиксация, даже мы к ней доступа не имеем. Это не предварительное взвешивание, — заявил в ответ заместитель директора ГКУ СО «Региональный навигационно-информационный центр» Сергей Смородников.
Матягин рассказал, что участники движения побывали на контрольно-весовом пункте в Красноармейском районе и «были поражены» нарушениями со стороны коммерческой компании, которая занимается эвакуацией автомобилей на штрафстоянки.
— Что у вас происходит со штрафстоянками и весовым контролем?, — обратился он к представителям министерства транспорта и дорожного хозяйства региона.
По словам начальника отдела регионального минтранса Станислава Бондаренко, в области насчитывается 8 организаций по перемещению и хранению транспортных средств:
— Безусловно, жалобы поступают, но характер этих жалоб разный.
— В Красноармейском районе остановили перевозчика из Дагестана, сразу обратили внимание на весы. Состояние площадки плохое, нет асфальта.
Машины взвешивали непонятные люди в тельняшках. Где жилеты? Они отказались нам представиться. У них нет ни договоров, ни сертификатов. Это бандиты, которые выехали на дорогу.
У них нет разрешений на эвакуацию грузовиков с опасными грузами. Они не платят налог за повреждение дорожного полотна, хотя его также разрушают. Задержанную фуру никто из ГИБДД не сопровождает.
Покинуть стоянку невозможно — ее блокируют машинами. Документы водителя передают эвакуаторщику. Он вообще не должен держать в руках эти документы, только инспектор ГИБДД. Мы трактовали этих людей как бандитов, которые выехали на дорогу. Документы на машину взяли, а их вообще нельзя давать гражданским лицам. А потом говорят, что у нас машины на трассе с грузом пропадают. Я понимаю, перевозчик нарушил, но как у вас организована работа штрафстоянок? — возмутился Матягин.
Бондаренко ответил, что «дорога федеральная», но согласился, что нарушение в этой ситуации «просматривается».
— Министерство проводит отбор из организаций, которые уполномочены перемещать и хранить задержанные автомобили. Безусловно жалобы поступают к нам, но насчет нарушений я не могу сказать. Что касается эвакуации машин, перевозящие опасные грузы, то решение эвакуировать или нет принимает сотрудник ГИБДД. Стоянка не принимает решение, кого эвакуировать, а кого нет. В случае, если нарушение нельзя убрать, то машину забирают, – рассказал Бондаренко.
Матягин заявил, что эвакуаторщики «не должны самоцелью ставить зарабатывание денег» и попросил представителей ведомства разобраться в ситуации.
Валерий Баглай, «Союз перевозчиков» Саратовской области задал другой волнующий многих предпринимателей вопрос:
— Откуда такие тарифы, которых нигде в регионах нет? В итоге водитель попадает не только на штраф, но и на продукцию. Почему водителей не допускают к своей технике, когда машина стоит на штрафстоянке?.
— Тут усматривается коррупциогенная составляющая, — заявил один из дальнобойщиков.
Коснулись темы величины поборов. Было отмечено, что с водителей берут от 15 до 60 тысяч рублей.
— Таких цен нет в России больше нигде, — отметили присутствующие.
Затронули тему несовершенства законодательства. К примеру, по закону с контрольных весов нужно эвакуировать фуры на ближайшие специализированные стоянки. По факту они находятся очень далеко, что вызывает дополнительные траты у водителей.
По словам представителя минтранса Станислава Бондаренко, по закону, машину отвозят на ближайшую специализированную стоянку.
— Регламента по расстоянию нет. Был открытый отбор, в котором принимали участие все желающие, – пояснил он.
Спор о действенности ассоциации «Грузавтотранс»
На пресс-конференции возник спор о действенности петербургской ассоциации «Грузавтотранс», президент которой Владимир Матягин принимал участие во встрече. Один из перевозчиков отметил, что за несколько лет система оплаты за перевозки становится все хуже, а тарифы растут. В частности, речь пошла о системе «Платон».
— Мне параллельно на этот «Платон». Система интересная, ездить платить — не ездить и не платить — дело каждого. Я не вижу проблемы в «Платоне», — заявил Матягин.
— А мы видим, — возразили присутствующие на заседании грузоперевозчики.
— Мы же навели на этом рынке бардак, позволяя те законы, которые спускались. Сидели в норке и ждали, когда эти вопросы решат за нас. Во многих странах, например в Японии, перевозчики объединены в ассоциации и решают проблемы скоординированно. Мы сами за 25 лет ничего не сделали, — продолжил Матягин.
— А разве не государство должно было за 25 лет создать эти механизмы? — возмутились перевозчики.
— А чего вы добились своей организацией, если, как вы говорите, работаете уже 11 лет? — поинтересовался саратовец.
— Снижение штрафов, платы за километр. Мы не пытаемся ничего доказать. Ставить перед собой невыполнимые задачи мы не будем. Наши аргументы весомее. На сегодняшний день идут обсуждения по принятию закона связанного с весогабаритным контролем, — стал перечислять Владимир Матягин.
— Спорно, что всего этого добились вы. Ничего не изменилось за несколько лет. Еще хуже стало. Мы не видим решения никакого, – парировал перевозчик.
— Не перебивайте спикеров. Пусть выступают. Вот, когда вы научитесь себя вести и не перебивать выступающих, тогда и вас услышат. Ты наверное, не услышал. Критикуешь – предлагай. Не можешь – не говори тогда ничего. Научитесь прорабатывать вопросы. У вас постоянно нет предложений. Только чужие есть. Расскажите, как нам жить дальше, – предложил Матягин.
— Мы не предприниматели, мы выживатели, – посетовал перевозчик.
— Вы просто предлагаете бредовые идеи, мне смешно вас слушать. Вы предлагаете переписать Конституцию. Сядьте и перепишите. Вы же в этой области профессионал, – заключил Матягин.
Штрафы за перевес отменят?
Штрафы для дальнобойщиков за перевес могут быть отменены. Об этом заявил Владимир Матягин. По его словам, организация уже обратилась в Министерство юстиции РФ, Генеральную прокуратуру с требованием проверить вопросы законности введения пунктов весового контроля в регионах.
— Мы думаем, что сможем все штрафы, наложенные автоматическим контролем в регионах, отменить,- заявил Матягин.
— Масса нареканий по категорийности дорог — они как лоскутное одеяло, — также отметил он.
Матягин предложил обустроить на контрольных пунктах электронные табло, площадки для устранения неполадок и нарушений, а также СТО и контрольные весы:
— У перевозчиков должна быть возможность для устранения причин задержания. Обязательно должны быть контрольные весы. Вот если я приехал, взвесился и у меня нет нарушения. Я спокойно уехал, а если я что-то нарушил, я законно получил штраф. Чем дальше, тем будет хуже, если не решать проблемы по мере их появления, — сказал Матягин.
Лидер движения автомобилистов «12 ТОНН», дальнобойщик Сергей Сапронов предложил делать дорожное покрытие по немецкой технологии — с бетонным основанием, «если какой-то участок дороги вышел из строя — вынули блок и заделали». Водители усомнились, что в Саратове можно реализовать такую идею.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко отметил, что «основные болевые точки» предпринимателей — налоги, штрафы, весогабаритный контроль, повышение цен на транспорт — «27% машин просто выпали из-за ветхости и износа».
— Вопросы постепенно так или иначе решаются. На сегодняшний день проходит ревизия надзорных органов и законов. Есть возможность подать обоснованные предложения, — подытожил он.
По материалам «Регион 64», «СарБК», «Общественное мнение» и «Версия Саратов».