Сегодня 23 декабря 2024

05.09.2022

С 1 сентября вступили в силу правила обмена цифровыми документами в автомобильных грузоперевозках. Они были утверждены постановлением правительства № 931 от 21 мая 2022 года. Речь о транспортной накладной, заказе-наряде и сопроводительной ведомости. По мнению правительства, запуск госсистемы по контролю за перевозками позволит упростить бизнес-процессы и снизить издержки участников.

Первоначально было заявлено, что с 1 сентября по 31 декабря можно будет пользоваться и как электронной, так и бумажной накладной, а с нового, 2023 года – только электронной. Это вызвало нешуточный переполох среди перевозчиков, особенно мелких, работающих на селе. «Ну где я на картофельном поле найду компьютер?» – таким был самый распространенный вопрос.

Всех успокоил Минтранс. В письме от 14 июля поясняется, что с 1 сентября 2022 года будет «технически обеспечен обмен электронной документацией, но у транспортно-логистических компаний останется право выбора – оформления таких документов на бумажном носителе или формирования их в электронном виде».

Это право выбора и обеспечивает, по словам Минтранса, «поэтапный переход к цифровому документообороту в сфере автомобильного транспорта». Никакого упоминания о том, что бумажные накладные отменят с 1 января 2003 года, здесь нет. Однако момент, когда закончится эта поэтапность, в письме не указан вовсе, что сохраняет неопределенность и повод для тревоги. Поэтому в любом случае автоперевозчики должны быть готовыми к тому, что эра бумажных накладных скоро закончится.

В обозримой перспективе оформлять транспортные накладные будут только операторы электронной подачи документов. Их должно появиться много. Новую услугу для перевозчиков готовы оказывать ресурсы, традиционно занимающиеся электронным документооборотом. Например «Контур», «Сбис», «Такском». Оператор должен предоставить перевозчику груза форму электронной транспортной накладной (ЭТН) из 12 пунктов, которую следует заполнить. Затем оформленная накладная регистрируется оператором в электронной федеральной системе ГИС ЭПД. У налоговой есть доступ к этой базе данных, благодаря чему перевозчики в дальнейшем не должны будут предоставлять транспортные накладные при проверках.

«До конца года большинство перевозчиков продолжат оформлять накладные по-старому, – предполагает руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Насколько мне известно от самих айтишников, готовность программного комплекса еще очень слабая, да и большинство мелких операторов грузоперевозок об электронных накладных не знают».

Действительно, даже три названные выше компании, которые громко заявили о готовности оформлять ЭТН, к 1 сентября на своих интернет-ресурсах выставили только презентации и демоверсии. Как убедился РЖД-Партнер, оформить реальный документ там пока невозможно.

«В ситуации, когда к новому документообороту не готовы ни операторы перевозок, ни операторы электронного сервиса, волевым решением назначать дату, с которой накладные будут оформляться только онлайн, невозможно. Это привело бы к тому, что кто-то неправильно оформит, а кто-то вообще без накладной поедет, что уже само по себе грубое нарушение. Надеюсь, такого не произойдет», – резюмирует С. Богатов.

«Тестовый режим, в котором с 1 сентября заработала система выдачи электронных накладных, совершенно информационно не подготовлен. Как обычно, что-то придумали, в кулуарах обсудили, а с профессиональным сообществом не посоветовались. Перевозчики в большинстве своем об этом и не слышали, – сказал РЖД-Партнеру президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Нас, как будущих пользователей системы и представителей перевозчика, ни на одно совещание даже не приглашали. Ни одного семинара о том, как пользоваться этой системой, не провели. Мы сами в группах дали информацию, что такое новшество хотят ввести, чтобы люди хоть какое-то представление имели. Система подразумевает, что все перевозчики должны приобрести планшеты, специальные программы, которые неизвестно как называются и сколько стоят. А по карману ли это будет? Ну, допустим, купили все перевозчики планшеты, обзавелись электронной подписью, а у нас разве по всей России интернет стабильно работает? И как перевозчику в лесу или, загружаясь зерном в поле под комбайном, оформить все электронные документы? Кто-нибудь это отрабатывал на практике? Пока не будет реального обсуждения всех деталей, нельзя вводить эту систему в обязательном порядке, иначе получится как с «Платоном». Случится возмущение перевозчиков. А на горизонте еще один вопрос, который уже вроде бы почти решили, но ни с кем не обсудили. Планируется введение реестра автогрузоперевозчиков. Опять за нас решают, как нам работать, и говорят, что так нам будет лучше».

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики