Сегодня 26 декабря 2024

21.04.2017

Поступления от системы «Платон» в этом году позволят увеличить объемы ремонта на федеральных трассах, поскольку средства от сбора платы за проезд с 12-тонников направят на развитие федеральной дорожной инфраструктуры, сообщает Росавтодор. При этом участки для ремонта и реконструкции будут определять с учетом информации от перевозчиков. Сами же представители отрасли грузоперевозок не сходятся в едином мнении по поводу такого решения, однако готовы предоставлять сведения об «убитых дорогах». Открытым остается вопрос о ГЧП-проектах в регионах, которые обещали софинансировать за счет «Платона».

Средства от сбора платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников в 2017 году направят на федеральные дорожные объекты в соответствии с поручением Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Каждый десятый рубль, вложенный в ремонт федеральных дорог, по данным ФДА, окажется собран «Платоном».

«Прогнозные поступления в дорожный фонд страны от системы «Платон» с учетом продления льготного тарифа составят почти 10% от объема средств, выделяемых на ремонт, капремонт и содержание федеральных трасс. Всего Росавтодор направит на приведение в норматив подведомственной дорожной сети 248 млрд рублей. Таким образом, условно, каждый десятый рубль, вложенный в ремонт дорог, поступит благодаря “Платону”», — сообщает пресс-служба Росавтодора.

Среди ключевых объектов капремонта этого года называются подъезд к Петрозаводску на трассе Р-21 «Кола» в Карелии, участок трассы М-10 «Россия» в Новгородской области, участок Московского большого кольца в Подмосковье, подъезд к Воронежу на трассе А-134, участки трассы М-7 «Волга» в Подмосковье и Владимирской области, участок трассы Р-158 в Нижегородской области, а также подъезд к МАПП «Сагарчин» в Оренбургской области.

Всего же в этом году в России планируют отремонтировать 8,5 тыс. км федеральных дорог, капремонт с заменой и укреплением основания будет выполнен на 1,5 тыс. км. Соответствовать нормативным требованиям перед новым 2018 годом будут 77,5% федеральных трасс. При этом участки для ремонта и реконструкции обещают выбирать с учетом мнения перевозчиков. Зарегистрированные пользователи сайта «Карта убитых дорог» смогут указать, что они являются водителями (владельцами) фур. После чего их отметки на федеральных дорогах (голоса) автоматически внесут в «народный рейтинг» трасс, на которых ремонт в 2017 году проведут за счет денег, собранных «Платоном».
«Теперь при формировании программы дорожных работ будут учитываться заявки самих автомобилистов, которые аккумулируются на интернет-сайте действующего проекта ОНФ «Карта убитых дорог». Таким образом, грузоперевозчики сами смогут предложить конкретные участки трасс, на ремонт и реконструкцию которых будут направлены средства дорожного фонда», — отмечают в ФДА.

Некоторые представители отрасли грузоперевозок не согласились с таким предложением. Однако, судя по откликам, в целом перевозчики положительно оценили идею направления средств «Платона» на федеральную сеть и организацию опроса для определения участков ремонта.

Так, президент Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин сообщил корреспонденту «ДорИнфо», что решение о выделении средств от «Платона» на федеральные трассы считает верным. Он также согласен с запуском голосования среди перевозчиков за участки трасс для ремонта.

«Решение считаю верным. Потому что водители едут, видят, в каком состоянии находится дорога. <…> Нужно учитывать мнение перевозчиков. Еще не общался, будут ли отмечать, готовы ли люди предоставлять такую информацию, размечать на карте. Но вот с Магаданской областью, например, когда общался, попросил скинуть информацию об участке, который их беспокоит, оперативно прислали мне данные», — отметил Владимир Матягин.

Еще один специалист транспортной отрасли считает, что идея создания «Карты убитых дорог» интересна и позволит определить наиболее сложные участки трасс, где необходимо провести дорожные работы в первую очередь. В то же время эксперт считает, что ряда вопросов это не решит.
«Идея о введении «Карты убитых дорог» интересна. Это поможет обнаружить наиболее сложные участи дорог, на которые надо обратить внимание в первую очередь, а также поможет понять, насколько правильно распределяются средства сейчас. Я думаю, что это нововведение позволит снизить напряженность, хотя недовольные будут всегда. Да и ряда вопросов это не решит. Например, выделение средств на ремонт и проведение самого ремонта еще не говорит о том, что средства реализованы надлежащим образом, а дороги качественно отремонтированы», — рассказал «ДорИнфо» начальник отдела российского экспедирования «ДАКСЕР» Алексей Черкашин.

Среди противников «Платона» есть мнение, что инициатива с «Картой убитых дорог» является отвлечением внимания. При этом расходование средств «Платона» только на федеральные трассы считают нарушением целевого назначения сбора платы за проезд с 12-тонников, о котором говорилось в решении Конституционного суда РФ по делу о «Платоне» в мае 2016 года.

«Все такие инициативы — отвлечение внимания. Полтора года распределяли (средства от «Платона» — прим. ред.) на региональные и местные дороги и мосты, а теперь на федеральные трассы. Получается, что целевое назначение сбора нарушено», — поделилась мнением с корреспондентом «ДорИнфо» Центральный Координатор «ОПР» Мария Пазухина. Также она отметила, что перевозчики, вероятно, будут участвовать в голосовании. «По поводу участия — вполне возможно, что будут участвовать в опросе, но будет зависеть от того, насколько ресурс доступен для самих перевозчиков, многие из них сидят в кабинах (транспортных средств — прим. ред.) без интернета», — отметила Пазухина.
Вместе с тем, перевозчики из Сибири считают, что целевое назначение сборов «Платона» именно федеральные трассы, поскольку плата взимается в счет возмещения вреда федеральным дорогам.

«Если уж поставлена задача — привести федеральные трассы в нормативное состояние — то давайте сделаем эти трассы действительно настоящими хайвэями: четырехполосными с разделительным ограждением. Отдавать на ремонт городских и сельских дорог целевые средства, собранные в возмещение вреда, наносимого федеральным трассам – это очень странная идея. Где в ней логика?», — прокомментировал «ДорИнфо» Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. Он также отметил, что нынешнее состояние федеральных дорог продолжает вызывать нарекания. «Нынешнее состояние федеральных трасс нас совершенно не устраивает. Сложно поверить утверждениям чиновников о том, что уже более 70% федеральных дорог отвечают нормативам. Все, наверное, видели кадры с грузовиками, увязшими в грязи на «федеральной трассе» в Карелии (инцидент произошел на трассе А-121 «Сортавала» в Ленобласти – ред.). Перевозчики жалуются и на другие «федеральные трассы» на Севере, где встречаются участки, на которых дорога отсыпана щебенкой и острые камни пробивают колеса грузовиков», — отметил Трунаев.

Он также сообщил, что участвовать в голосовании за ремонт участков трасс на средства «Платона» перевозчики Сибири будут, однако, по его мнению, такая инициатива является «полумерой», поскольку перевозчики вправе не только принимать участие в опросе, но и контролировать расходование средств.

«При Минтрансе РФ должен быть создан наблюдательный совет, в который войдут представители региональных ассоциаций грузоперевозчиков. Основная функция этого совета – контроль за распределением средств, поступающих от «Платона», и топливного акциза. Перевозчики должны знать, какие именно объекты будут строиться за счет заплаченных ими денег», — отметил Президент СААП.

Региональные ГЧП-проекты пока держатся в режиме ожидания

Изначально средства от сбора платы за проезд с 12-тонников по федеральным трассам «Платон» планировалось распределить по трем направлениям — ремонт аварийных дорог в городах и субъектах страны, приведение в порядок уникальных мостовых сооружений, а также софинансирование дорожных ГЧП-проектов в регионах.

В прошлом году на средства от «Платона» уже отремонтировали более 1 тыс. км дорог в субъектах России, где вопрос с состоянием дорог стоял наиболее остро. При этом в текущем году качество уложенного в прошлом сезоне покрытия обещают проверить, как уже сделали, в частности, в Костромской области. В этом году между регионами Правительство РФ уже распределило средства на строительство и реконструкцию сельских дорог по соответствующей ФЦП, на реализацию программ в сфере дорожного хозяйства, на объекты по ФЦП «Развитии транспортной системы России», а также на реализацию программ в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и проч. Поэтому региональные и местные дороги без федеральной помощи все же не останутся.

Программу по приведению в порядок аварийных мостов и путепроводов также «сворачивать» не будут. По данным Росавтодора, в прошлом году за счет средств от «Платона» по этому направлению было распределено 12,1 млрд рублей. В этом году за счет средств из федерального дорожного фонда в нормативное состояние приведут в порядок около 20 мостов, а также запустят движение по крупным мостовым сооружениям, построенным частично на средства «Платона». Речь идет о Борской транспортной системе под Нижним Новгородом, Гоголевском путепроводе в Петрозаводске, Ворошиловском мосту в Ростове-на-Дону и других объектах.

Открытым остается вопрос — что делать регионам, которые рассчитывали в этом году уже получить первые трансферты на софинансирование своих крупных дорожно-транспортных объектов, реализация которых планировалась на принципах государственно-частного партнерства. Среди десятка таких проектов в прошлом году были отобраны ключевые претенденты на софинансирование. Это четвертый мост через Обь в Новосибирске, Обход Перми с мостом через Чусовую, а также обход Хабаровска. По указанным проектам регионы, рассчитывая на федеральную поддержку от «Платона», подготовили проекты, провели конкурсные процедуры на выбор концессионера. Сроки подписания соглашений каждый субъект продлевает и переносит, поскольку решение о том, получит ли он средства из федерального бюджета, нет.

«Решение о возможности оказания государственной поддержки региональным ГЧП-проектам (в частности, мост в Новосибирске, Обход Перми, Обход Хабаровска) принимается Правительственной комиссией по транспорту, которая должна состояться в конце апреля 2017 года», — сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора.

В том случае, если Правительственная комиссия примет решение о выделении средств из госказны на ГЧП-проекты в текущем году, эти деньги будут уже не «платоновскими», откуда они возьмутся — неизвестно. Если же комиссия решит оставить региональные проекты без поддержки, тогда субъектам придется справляться с финансированием самостоятельно или же «заморозить» объекты на начальной стадии. При подтверждении финансирования в последующие годы есть вероятность того, что концессионеры/потенциальные инвесторы откажутся от не слишком надежных проектов, а сами проектно-сметные документации нужно будет корректировать, тратя на это и деньги, и время.

Лидия Терехова

Доринфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики