11.12.2015

Система «Платон», вызвавшая волну протестов со стороны дальнобойщиков и море надежд региональных дорожников, заработала в России 15 ноября 2015 года. Запуск не прошел гладко, что признает и Росавтодор. Однако система запущена и вот уже почти месяц функционирует, пополняя дорожный фонд страны. Как это происходит, и на что пойдут собранные деньги – читайте в материале «ДорИнфо».

Все средства от оплаты проезда по федеральным трассам с 12-тонников поступают в федеральный дорожный фонд. Изначально предполагалось, что система позволит привлечь порядка 50 млрд рублей, однако позже тарифы были снижены. Теперь, согласно данным Федерального дорожного агентства, в 2016 году прогнозируемая сумма поступлений доходов в федеральный бюджет от «Платона» составит порядка 36 млрд рублей, в 2017 году и в последующие годы — 39 млрд рублей. Неоднократно звучали данные о том, что отрасль недофинансируется в части строительства и реконструкции дорог, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Теперь же у дорожников появился новый источник финансирования – плата за проезд с 12-тонников.

«Все средства от сборов уже заложены в доходную и расходную части Федерального бюджета на 2016 год», — заявил ранее министр транспорта РФ Максим Соколов.

Средства собираются в счет возмещения вреда и будут направлены на дорожные работы, в том числе и на ремонт, реконструкцию уникальных искусственных сооружений, и на реализацию дорожных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах. Средства субъектам РФ будут поступать в виде трансфертов.

«Среди основных объектов финансирования — строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов и других сложных объектов дорожного строительства согласно поручениям Президента и Правительства РФ», — сообщили в пресс-службе Минтранса РФ.

Среди примеров, куда могут быть направлены средства от «Платона», называются Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, Фрунзенский мост в Самаре, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, мосты в Новосибирской области и Пермском крае, обход Хабаровска и другие объекты.

Тем не менее, средства регионам не будут «раздавать» так просто. Утвержден целый ряд требований к ГЧП-проекту, который может претендовать на «платоновские» средства. При этом среди объектов, соответствующих всем выставленным критериям, будет составлен рейтинг (анализировать поступившие данные о проектах и составлять рейтинг будет Росавтодор), на основании которого межведомственная комиссия будет принимать решение о финансировании реализации того или иного дорожного проекта.

Для того, чтобы проект получил финансовую поддержку «сверху», необходимо чтобы минимальная стоимость строительства моста/тоннеля/дороги и т.п. составляла не менее 1,5 млрд рублей. При этом доля средств федерального бюджета на реализацию проекта не должна превышать 50%, а доля средств внебюджетных источников не должна быть меньше 15%, остальные средства, если инвестор не берет на себя всю оставшуюся часть, должны поступить из бюджета субъекта РФ.

Проект должен быть структурирован, документация подготовлена на основании №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Помимо того, что документация должная быть готова, к моменту подачи заявки от региона, уже должно быть получено положительное заключение госэкспертизы к проектно-сметной документации. Также должно иметься заключение технологического и ценового аудита проекта, а сам объект должен быть включен в соответствующие документы территориального планирования. Только на основании всех предоставленных документов проект будут рассматривать и анализировать для дальнейшего включений в рейтинговый список.

Рейтинг проектов будет составляться на основании следующих критериев: увеличение протяженности автомобильных дорог, мостовых сооружений в регионе, снижение протяженности дорог, работающих в режиме перегрузки, степень готовности инвестпроекта. Также будут учитываться финансовые и социально-экономические показатели проекта.

«Система взимания платы позволит улучшить состояние автомобильных дорог по всей стране, а также ускорить строительство новых автомобильных магистралей, это положительным образом в т. ч. скажется на удобстве компаний, осуществляющих перевозки товаров большегрузным транспортом, а также значительно ускорит доставку грузов до получателя», — заявил ранее Министр транспорта РФ Максим Соколов.
Сборы с поправками

Перед запуском «Платона» и сразу после него произошли некоторые изменения в работе системы с учетом пожеланий грузоперевозчиков. Послабления и уступки были сделаны в части тарифов, штрафов, оформления маршрутных карт, внедрения дополнительных опций в системе.

Система «Платон» предполагает сбор платы за проезд в счет возмещения вреда автодорогам федерального значения с грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн. Установленный Правительством РФ тариф, сниженный (по сравнению с заявленным изначально) за пять дней до запуска системы, составляет 1 рубль 53 копейки до 29 февраля 2016 года и 3 рубля 6 копеек до 31 декабря 2018 года.

Средства взимаются на основании числа километров федеральных трасс, заложенных в маршруте движения большегруза. При этом оплата производится либо с помощью бортовых устройств, которых пока выдано порядка 173 тыс. единиц (вторую партию бесплатно начнут раздавать в декабре), либо при помощи маршрутной карты. При этом, как сообщил гендиректор «РТ Инвест Транспортные Системы (оператор системы «Платон») Александр Советников во время тематического круглого стола в Москве, наибольшее количество средств сейчас поступает именно от использования маршрутных карт, в том числе и иностранными грузоперевозчиками.

Карты оформляются при помощи Личного кабинета на сайте «Платона», в офисе или в терминалах самообслуживания. При этом маршрутную карту можно приобрести в настоящий момент даже не проходя полноценной регистрации в системе, то есть по упрощенной схеме, если поездка разовая, например. Данная опция была открыта для пользователей с запуском системы, поскольку стало ясно, что не все заранее прошли регистрацию, оставив все на последний день.

Также с запуском системы, по факту была предоставлена возможность оплаты наличными средствами. Если говорить точнее, оператор заключил контракт с платежной системой QIWI. Теперь пользователи «Платона» могут оплачивать свой маршрут по федеральным трассам при помощи терминалов QIWI или онлайн-сервиса платежной системы.

Не менее важной опцией, которую просят, а порой и требуют, дальнобойщики является возможность постоплаты. Водители во время акций протеста высказывали беспокойство по поводу возвращения уплаченных денежных средств при отмене поездки по причине поломки или отказа заказчика, то есть по независящим от владельца фуры обстоятельствам. И в этом случае водителям идут навстречу. В настоящее время прорабатывается вопрос о внедрении возможности производить оплату после движения по маршруту. По словам главы Росавтодора Романа Старовойта, постоплата в «Платоне» может появиться уже в 2016 году.

«Это позволит мелкому бизнесу более плавно перейти на работу с новой системой, поскольку большинство индивидуальных предпринимателей получают оплату своих услуг после выполнения рейса и проезда по федеральным дорогам», — сообщили в пресс-службе Росавтодора.

В тоже время оператор системы говорит, что технически внедрить оплату по факту можно, но нужны гарантии и правовая база, позволяющая оператору быть уверенным, что маршрут 12-тонника все-таки будет оплачен.

В системе «Платон» существуют штрафы, которые тоже стали одним из поводов для гнева грузоперевозчиков. Что примечательно, сам оператор не взимает штраф, он передает данные о нарушителях в ГИБДД. Изначально шкала штрафов начиналась с 5 тыс. рублей для водителей за неоплату проезда и достигала 1 млн рублей для юридического лица за повторное нарушение. В настоящее время Госдума РФ приняла поправки в КоАП РФ, предполагающие несколько изменений относительно штрафов в системе «Платон». Во-первых, размер штрафных санкций снижается в несколько раз и составит 5 тыс. рублей за первое нарушение и 10 тыс. рублей — за повторное. При этом, если речь идет о российском перевозчике, то штраф платит собственник транспортного средства, а не водитель. Во-вторых, предполагается, что оштрафовать 12-тонник за неоплату проезда можно будет только один раз в сутки.

Для иностранных перевозчиков предполагается послабление следующего рода: при условии, что в дальнейшем весь маршрут будет оплачен, иностранные 12-тонники освобождаются от оплаты проезда в пределах 50 километров от границы. Такая мера позволит избежать пробок на пограничных пунктах, считают в Росавтодоре.

Контроль оплаты проезда осуществляется с помощью стационарного и мобильного контроля. Оба вида контроля в настоящее время реализованы на территории Московской и Калужской областей. В дальнейшем оператор обустроит почти 500 стационарных рамок на всей сети федеральных трасс.

«Система запущена и работает. <…> Серьезных затруднений даже сейчас в декабрьский пик с доставкой продуктов питания, товаров народного потребления, нет. <…> Первая неделя была довольно напряженная. Понятно, система, не имеющая аналогов в мире, 50 тыс. километров, практически от Калининграда до Магадана, большое количество автомобилей. Конечно, без технических сбоев запустить ее, честно говоря, мы и не надеялись», — рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт во время «Транспортной недели-2015» в Москве.
Он также отметил, что сейчас система работает штатно, и все технические проблемы оперативно устраняются в рабочем режиме. При этом на основании всех поступивших жалоб, проводится проверка действий оператора, об итогах которой сообщат позже.

Проработавшая всего несколько недель система «Платон» не только вызвала недовольство отдельных групп граждан действиями Правительства РФ, но и позволила выявить проблемы внутри отрасли перевозок. В частности, по словам представителей Росавтодора и Минтранса РФ, «Платон» позволил выявить теневой бизнес в сфере грузоперевозок, увидеть проблему в отсутствии органа самоуправления среди грузоперевозчиков и в отмене лицензирования деятельности грузоперевозчиков.

«В результате создается ситуация, при которой рынок грузоперевозок не прозрачен, слабо регулируем и предприниматели вынуждены предлагать зачастую в ущерб себе все более и более дешевые услуги. Поэтому мы совместно должны продумать и предложить решения для того, чтобы сделать этот бизнес цивилизованным, чтобы для всех игроков рынка создавались единые и понятные условия», — считает глава Росавтодора Роман Старовойт.

Лидия Терехова

Доринфо 9 декабря 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики