18.01.2017

Руководить самым крупным дилерским предприятием на рынке грузовой техники Алтая — «Барнаульским автоцентром КамАЗ» — Александр начал в 2014 году, когда ему было 33 года. Случилось это после трагической гибели его отца, известного в регионе предпринимателя Виктора Лисицына. Сын сумел продолжить начинание отца и даже успел расширить свое присутствие в автобизнесе.

Спрос откладывается
— Александр Викторович, по данным аналитиков «Автостата», спрос на КамАЗы в Алтайском крае в 2016 году увеличился на 70%. При этом рынок в целом остался на уровне прошлого года. Чем можно объяснить такую динамику продаж вашей марки?
— Нужно понимать, что «Автостат» показывает не продажи, а регистрации новых грузовых автомобилей. Часть из них приехали в регион напрямую с завода, минуя дилерскую сеть. Например, по программам «Росагролизинга». Второй вариант — корпоративные закупки. Так, местная структура «Роснефти» напрямую приобретала на заводе несколько машин.
У нас в автоцентре число продаж увеличилось не столь значительно. Показатель роста — около 15%. То есть год не провальный, но мог быть и лучше. Скажем так: ситуация стабильная. То, что часть техники попадает в регион, минуя наш автоцентр, нас не сильно расстраивает. Самое главное, что пополняется парк автотранспорта, который мы будем обслуживать.
— Кто основной покупатель КамАЗов в регионе?
— Если несколько лет назад это были представители разных сфер (в частности, строители, промышленники, перевозчики и т. д.), то
в 2016 году порядка 90% покупателей — это представители аграрного бизнеса.
Очевидно, политика импортозамещения позволила им улучшить свое положение, и они стали активнее приобретать технику. Представители других отраслей экономики сейчас почти не обновляют машины.
— Эффективны ли госпрограммы по стимулированию спроса?
— Да, программа утилизации была крайне востребована. К сожалению, она закончилась, и пока неизвестно, продлят ли ее на будущий год. Это станет известно в январе. Также есть льготный лизинг. Многие активно им пользуются, эта программа по-прежнему работает. Но когда действовали обе программы, машины покупали активнее.
Сейчас порядка 80% продаж оформляются в лизинг.
Наличными крайне редко рассчитываются.
— Как изменились цены на грузовики КамАЗ за последние годы?
— С конца 2014 года стоимость продукции завода росла постепенно и увеличилась примерно на 30%. Это значительно меньше, чем на европейские грузовики. Их продажи сейчас заметно «просели», а у КамАЗа — увеличились.
— А «китайцы» вам конкуренты? Несколько лет назад один из продавцов грузовиков из Поднебесной говорил, что их машины могут «забрать» у КамАЗа солидную долю в регионе.
— В середине «нулевых» они действительно могли стать серьезным соперником. В то время емкость рынка была большая, экономика росла, КамАЗ не успевал за спросом, очередь на автомобили растягивалась на полгода. Поэтому мы «китайцев» даже не заметили, и они под шумок заняли часть рынка. Но сейчас их вообще не видно. Старые машины попадаются, а новых я давно не встречал. Люди попробовали эти автомобили и поняли, что без качественного сервиса и запчастей эксплуатировать грузовую технику крайне проблематично. Продавцы китайской техники в Алтайском крае не предоставили им этого.
— Какой динамики ждете от рынка в дальнейшем? Есть ли предпосылки для его роста или падения?
— Не готов сказать. Время покажет. То, что многие пока ездят на старых грузовиках, формирует отложенный спрос, который рано или поздно конвертируется в контракты на новую технику. Что касается нашего предприятия, мы стабильно работаем, у нас прирост почти каждый год.
— То есть даже кризис вам нипочем?
— Скажем так, он лишь тормозит наше развитие.
«Уже не тот»
— За 2016 год КамАЗ выпустил 88 новых комплектаций техники. Почему такое бурное развитие?
— КамАЗ стремительно меняется. Как говорится, он «уже не тот». Теперь в нем много зарубежных комплектующих. Например, на машины нового модельного ряда устанавливают компоненты Daimler — двигатель, коробку, мосты, даже кабину. Их производство локализуют в России, чтобы снизить стоимость грузовиков. В этом году мы аттестовали наш сервисный центр по требованиям Daimler и теперь можем все это обслуживать. В общем, КамАЗ — это теперь сложный автомобиль, требующий диагностики и квалифицированного ремонта.
— Но многие ценили КамАЗ именно за то, что его можно починить в дороге буквально молотком и парой крепких слов. Как потребители отнеслись к изменениям?
— Во-первых, автомобили стали качественнее, они все реже требуют такого оперативного вмешательства. А во-вторых, для тех, кто ценит ремонтопригодность, у КамАЗа есть большой выбор моделей с минимальным количеством сложных зарубежных агрегатов. Более того, специально для них КамАЗ вернулся к производству собственных двигателей. Наши аграрии именно такие машины, наиболее простые в эксплуатации, и берут — в минимальных комплектациях и с камазовским мотором.
— У вас сейчас два сервисных центра, и оба они находятся в Барнауле. Нет ли желания развивать сеть по краю?
— Я задумываюсь над этим. Но грузовой сервис — это очень затратно, поэтому в ближайшей перспективе таких намерений пока нет. Однако сейчас в качестве эксперимента покупаю СТО легковых авто в Алейске. Она сохранит свой профиль, и там же мы организуем торговлю запчастями. Для меня это будет проба удаленного управления. Если все получится, то вполне вероятно, я более серьезно подойду к теме развития сети техцентров. Мой отец говорил: «Будущее в сервисе». Он был умным человеком, и я доверяю его стратегии. Сейчас мы модернизируем сервисный центр на пр. Космонавтов, переоборудуем там агрегатный, шиномонтажный и моторный участки. Они откроются в I квартале 2017 года.
— Летом была новость, что предприятие «АвтоЗапчасть КамАЗ» выпустило на рынок новую линейку оригинальных запчастей под названием «Эконом». Это правда?
— Да. Так КамАЗ борется с серыми производителями. Те продают контрафактные запчасти в разы дешевле. Качество — соответствующее. И когда из-за них в очередной раз происходит поломка, это сильно бьет по авторитету КамАЗа. Чтобы у клиентов не было резона так «экономить», производитель выпустил эту линейку. Это качественные, оригинальные запчасти, но более дешевые и со сниженным ресурсом. Серия «Эконом» уже стала востребованной, но все же большинство предпочитает более дорогие и долговечные комплектующие. Их доля в структуре продаж в Алтайском крае даже выше, чем в среднем по стране.
— На должности гендиректора вы сменили своего отца после печальных событий (в октябре 2014 года Виктора Лисицына застрелил собственный водитель, убийцу отправили за решетку на 13 лет. — Прим. ред). Он был успешным бизнесменом, руководил автоцентром 15 лет, три раза завоевывал звание «Директор года. Алтайский край». Какие принципы управления вы у него переняли?
— Всем, что я умею и понимаю в автобизнесе, я обязан отцу. С ним я прошел путь от менеджера по продажам до заместителя директора. Я бы комфортно работал на этой должности, но неожиданно отца не стало, мне пришлось занять его место. Я, естественно, не был готов к такому повороту судьбы. Первое время было очень тяжело. Но коллектив остался со мной, поддержал меня, и у нас получилось продолжить дело отца.
Он был патриотом КамАЗа. В 1990е дальнобойщиком всю страну на нем объездил. Во всех его делах у него все было четко, он человек слова, твердый управленец. Мне тоже приходится проявлять твердость, хотя не всегда это бывает легко. Я человек более лояльный, стараюсь строить работу на доверии и понимании проблем сотрудников. Хотя и отцу эти качества были не чужды, конечно.
Думаю, главное, чему меня отец научил, — это то, что в любом деле, которым ты занимаешься, нужно быть лучшим. Он таким и был: и в бизнесе, и в других сферах.
Досье
Александр Викторович Лисицын родился в Барнауле 19 декабря 1981 года. Окончил Санкт-Петербургскую академию экономики по специальности «менеджмент организации». Трудовую карьеру начинал на Алтайском моторном заводе слесарем механосборочных работ. В «Барнаульском автоцентре КамАЗ» с 2005 года. За это время успел поработать слесарем сервисного отдела, менеджером отдела продаж, начальником этого отдела, коммерческим директором, заместителем директора по продажам и закупкам. На посту директора автоцентра с ноября 2014 года. Женат, воспитывает двоих детей.
Факт
Самая популярная модель КамАЗа в Алтайском крае — 6511. Всего в топ-10 самых востребованных грузовиков в регионе входят три модели этого бренда.

Алтапресс

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики