ДОКЛАД
«Отраслевые аспекты и проблемы становления саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации»
О появлении какого-то значимого уровня саморегулирования в отраслях экономики можно говорить только после значительного их дерегулирования, после того, как появляется конкуренция и кооперация участников рынка и необходимость ее нормировать. В условиях государственного регулирования большинство аспектов поведения предприятий по оказанию услуг определяются государственным регулятором, поэтому эффект от саморегулирования минимален. Но если эти предприятия освободить, то у них появятся стимулы ограничивать свое поведение, нормировать конкуренцию.
Автотранспортная деятельность — ярчайший в экономике России пример такой отрасли. После отмены лицензирования автотранспортной деятельности в 2005 году, кроме проблемы обеспечения требования безопасности дорожного движения, возник и целый комплекс социально-экономических проблем.
Число субъектов предпринимательской деятельности по экспертным оценкам достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Большое количество грузовладельцев, помноженное на большое количество перевозчиков, дает в итоге картину идеальной конкуренции и супер-либерализованного рынка. Легкость и низкая стоимость выхода на рынок сделала его доступным практически для любого непрофессионала. При этом по экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Фактически цена перевозки сегодня зависит только от цены на топливо. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки.
У модели саморегулирования автотранспортной деятельности, разработанной СААП, есть существенное достоинство: СРО вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению отраслевых транзакционных (на нахождение партнеров по сделкам и обеспечение контрактов) и производственных издержек. Именно саморегулирование заставит автомобильный транспорт подстроиться под условия нормального бизнеса в других отраслях.
Таким образом, необходимо создание условий, направленных на становление и создание саморегулируемых организаций в таких видах автотранспортной деятельности как перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
Установление твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение стандартов деятельности — развитие современных, инновационных технологий управления, развитие логистических технологий, обновление подвижного состава, цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков, повышению профессиональной подготовки.
Учитывая огромное количество субъектов хозяйственной деятельности на автомобильном транспорте – автотранспортных компаний с количеством транспорта более 100 единиц в России не более 100, а также начавшийся в регионах процесс объединения мелких перевозчиков в некоммерческие объединения для решения производственных и экономических проблем, нами предлагается двухуровневая система СРО в автотранспортном комплексе России:
Саморегулируемые организации первого уровня — региональные и межрегиональные некоммерческие организации, объединяющие субъектов по виду деятельности, а также специализированные СРО по специальным видам перевозок.
Саморегулируемая организация федерального уровня – Союз саморегулируемых организаций первого уровня.
Исходя из общемировых критериев численности членов некоммерческих организаций, и большой численности автоперевозчиков, в автотранспортной деятельности можно прогнозировать создание в ближайшее время, нескольких сотен саморегулируемых организаций первого уровня. Причем деятельность этого множества СРО в данном развитии событий, будет носить конкурентный характер. Этот способ организации регулирования иначе известен как «контрактная юрисдикция».
Каждый участник рынка, волен сам себе выбрать на нем конкурирующую за своих членов саморегулируемую организацию, или нескольких, и связать себя с ними добровольным контрактом. Ключевым тут является слово «добровольным» — действовавшее государственное регулирование не предполагало никакой добровольности. В этом случае каждый поставщик сервиса регулирования предлагает автотранспортному рынку свои способы и процедуры выработки и коррекции стандартов и требований, свою инфраструктуру и назначает свою цену за сервисы. Автоперевозчик выбирает СРО и связывает себя с ним контрактом.
Собственно, во многих случаях не соблюдающие рыночные стандарты и требования автоперевозчики накажут себя сами, если рынок посчитает стандарты правильными, а предлагающиеся отклонения от стандарта неправильными. Таким образом, с рынка автоперевозок постепенно уйдут непрофессионалы и аутсайдеры. Что немаловажно, никакого особого законодательства для организации подобной системы не нужно, Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и тренд на объединение автоперевозчиков «снизу», для решения экономических проблем, вполне позволяют запустить механизм саморегулирования в автотранспортном комплексе.
В создавшихся условиях основной задачей является комплекс мероприятий по решению основных проблем становления саморегулирования в автотранспортной отрасли:
• Методическое обеспечение, подготовка типовой документации саморегулируемой организации первого уровня;
• Информационное обеспечение автоперевозчиков, организация взаимодействия с некоммерческими организациями в регионах
При своевременном выходе Постановления Правительства РФ «О порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» и отсутствии бюрократических преград при получении статуса СРО, в течение года в автотранспортном комплексе России появится несколько десятков саморегулируемых организаций. Следующий этап – объединение саморегулируемых организаций в Союз СРО Автотранспортного комплекса и принятие лучших стандартов и правил деятельности, разработанных в Саморегулируемых организациях первого уровня, в качестве национальных.
С уважением, Станислав Швагерус, СААП.