01.12.2016

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев выступил на конференции «Состояние рынка автомобильных перевозок Сибири»:

— Сегодня мы подводим итоги работы за год. Он был, как никогда, бурным, богатым на события. Перевозчики столкнулись с введением платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, были вынуждены заменить аналоговые тахографы на цифровые. Стало известно и о планах властей штрафовать перевозчиков за перегруз на основе показаний одних лишь динамических весов.

Давлению на бизнес мы дали жесткий отпор.  Одиннадцатого ноября 2015 г. сибирские перевозчики провели самую масштабную в стране акцию протеста против правительственного постановления о взимании платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам. На въезде в Новосибирск на обочинах по обе стороны Омского тракта выстроились около пятисот автомобилей. Акцию поддержали в других городах. В Барнауле участники протеста выстроили в колонну на обочине более 100 большегрузных автомобилей, в Улан-Удэ — более 60, а в Иркутске — 40 автомобилей.

Шестого декабря 2015 г. в Барнауле вместе с местной организацией КПРФ мы провели митинг по поводу системы «Платон». В этой акции протеста приняли участие более трехсот человек. Поддержать алтайских перевозчиков приехали около 30 руководителей и сотрудников транспортных компаний из Новосибирска.

Наша ассоциация не боится резко критиковать власть. Но мы прекрасно отдаем себе отчет, что критика должна быть конструктивной. В истории с «Платоном» мы оказались между двух огней. С одной стороны, наши акции протеста вызывали раздражение властей, а с другой стороны, часть перевозчиков призывала к радикальным, иногда даже незаконным действиям.

Поэтому каждый шаг в этой борьбе мы принимали после коллективного обсуждения. Были бурные споры, но в итоге правление СААП сформулировало пять требований, с которыми перевозчики вышли на акцию протеста:

  1. Тестовый режим системы минимум 6 месяцев
  2. Снизить плату за проезд до обоснованного и проверенного Общественной палатой при Государственной Думой РФ и Минэкономразвитием
  3. Постоплата перевозки
  4. Обеспечьте всех заинтересованных трекерами
  5. Штрафы не должны превышать 50 тыс. рублей.

Могу с гордостью сказать, что все эти пять требований властями были выполнены.

Активная позиция Ассоциации в ситуации с «Платоном» привлекла к ней внимание огромного числа перевозчиков в регионе. Некоторые из них вступили в нашу организацию. Мы продолжаем пристально наблюдать за тем как работает «Платон». Эффективность этой системы под большим вопросом. Изначально правительство рассчитывало, что за года «Платон» принесет 45 млрд руб., однако собрано всего 16,7 млрд руб. Сейчас минтранс предлагает в три раза увеличить тариф «Платона». Для чиновников это самый легкий путь решения проблемы со сборами. Но это неверный путь.

Хотел бы обратить Ваше внимание лишь на один момент — с запуском «Платона» транспортные компании стали подвергаться фактически тройному налогообложению. Деньги на содержание дорог с них взимают через топливный акциз, транспортный налог, а теперь еще и в виде платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам. Такая налоговая нагрузка делает бизнес перевозчиков убыточным. Как мы все помним, год назад президент призвал правительство отменить транспортный налог для владельцев большегрузных автомобилей. Однако кабинет министров идею извратил, свел все к налоговому вычету (очень маленькую часть расходов на «Платон» можно зачесть в счет уплаты транспортного налога). С таким подходом согласиться нельзя — транспортный налог должен быть отменен.

Вторая важнейшая тема, к которой мы возвращались в течение всего года — это несовершенство системы весового контроля. Перевозчики постоянно сталкиваются с пресловутым «человеческим фактором» в работе пунктов весового контроля. При этом установленный законодательством размер наказания таков, что даже один-два штрафа могут разорить малое предприятие. Так, превышение допустимой нагрузки на ось от 2% до 10% влечет наложение штрафа в размере от 100 тысяч до 150 тысяч рублей, превышение от 10% до 20% — штраф в размере от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.

До 2020 года на федеральных трассах установят 387 автоматических пунктов весового контроля. Чиновники преподносят это как благо — устраняется «человеческий фактор», некому будет вымогать у перевозчика взятку. Но в данном случае лекарство может оказаться опаснее болезни.  К сожалению, погрешность измерений оборудования автоматических пунктов очень высока. В отдельных случаях, как говорят сами разработчики такого оборудования, погрешность измерений может достигать до 50%. А надзорные органы готовятся к тому, чтобы взимать штрафы на основании данных автоматических весов.

Наша ассоциация внесла в Минтранс три конкретных предложения:

  1. уменьшить размер штрафов,
  2. использовать динамические весы в комплексе со стационарными,
  3. ввести единый сертификат взвешивания).

Эти предложения прошли юридическую экспертизу «Сибирской юридической компанией», обсуждались Общественным советом при Уполномоченном по защите прав предпринимателей и в итоге были поддержаны региональными омбудсменами в Новосибирской области и Алтайском крае, а также Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий и новосибирским отделением «Опоры России».

Однако, несмотря на поддержку всех этих уважаемых организаций, сдвинуть проблему с мертвой точки пока не удалось. Мы в очередной раз столкнулись с нежеланием Минтранса России решать проблемы отрасли. Реакция ведомства на наши предложения оказалась негативной. Вместо ответа мы получили, по сути, отписку. Понимаем, что потребуется кропотливая, долгая, настойчивая работа в этом направлении, чтобы добиться положительных изменений.

Еще одна проблема, с которой столкнулись в этом году — замена аналоговых тахографов на цифровые. Для перевозчиков она стала серьезной финансовой нагрузкой. Стоимость замены одного устройства составляет в среднем около 100 тысяч рублей. Для замены тахографов, например, на 50 машинах, требуются единовременные расходы в 5 млн рублей.

В чем смысл этой операции? Все страны Западной и Восточной Европы используют как аналоговые, так и цифровые тахографы. В России же решили заменить все тахографы на цифровые. Выгоду от замены получают только производители этого оборудования.

Чиновники уверяют, что цель замены — более жесткий контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Вот только требования, предъявляемые Минтрансом к режиму труда и отдыха водителей, осуществляющих дальние рейсы, зачастую нереальны. В условиях неразвитой инфраструктуры придорожного сервиса (отсутствие мотелей и стоянок для большегрузных автомобилей) выполнение требования о непрерывном 29-часовом отдыхе раз в неделю зачастую нереально. В Сибири можно проехать по трассе 200-300 километров и не встретить ничего, кроме захудалой шашлычной. «Как водитель может выполнить требование этого приказа, двигаясь, например, из Владивостока? После недельной работы за рулем ему необходимо встать и отстояться 29 часов. Что ему делать в этом поле, где нет элементарных условий?

А если вести речь о перевозке опасных грузов, то ближайшая от Новосибирска стоянка для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, находится в Абакане!

Если транспортные компании заставят реально соблюдать данный режим труда и отдыха — а замена тахографов объяснялась именно этим — то они будут вынуждены поднимать тарифы. По предварительным подсчетам, при работе в том режиме, который требует от перевозчиков Минтранс, эффективность транспортных компаний упадет примерно на 30%. Чтобы компенсировать потери, им придется увеличить тарифы на перевозки примерно на 4 рубля за километр.

Мы обратились в Минтранс России с предложением изменить положение о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей. Получили ответ, что предложение о необходимости увеличения еженедельного непрерывного отдыха до 60 часов требует дополнительной аргументации, основанной на психофизическом состоянии водителей в зависимости от продолжительности управления транспортным средством.

Новая и очень перспективная тема, которой мы занялись в этом году — изменение процедуры предрейсового медосмотра. Не секрет, что сейчас во многих предприятиях медосмотр водителей – это пустая формальность. Медработник проверяет водителя только в первый день, а затем в течение многодневного рейса он остается без медицинского освидетельствования. Сейчас по инициативе СААП в Сибири начинается внедрение новой технологии предрейсового медицинского осмотра — с помощью телемедицины. Водитель перед видеокамерой самостоятельно измеряет себе давление, пульс, проходит тест на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Врач удаленно анализирует полученные данные и дает заключение о допуске (или недопуске) водителя к рейсу. При положительном заключении система печатает стикер с отметкой об успешном прохождении медосмотра. Оборудование системы «Телемедик» уже протестировано в Новосибирске такими крупными транспортными компаниями как «Лонгран логистик» и «Континент».  Планируется его установка на федеральных трассах и в крупных городах Сибири, Урала и Дальнего Востока.

В 2016 году ассоциация проводила большую работу по повышению информированности перевозчиков об изменениях нормативно-правовых документов, касающихся транспортной отрасли, о возможностях получения господдержки. Ассоциация организовала и провела несколько круглых столов и обучающих семинаров по проблемам, волнующим перевозчиков. На семинарах обсуждались, в частности, требования к перевозке грузов из Китая в Россию  транзитом через Казахстан, особенности работы в системе «Платон», замена аналоговых тахографов на цифровые. Вместе с Комитетом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска и министерством промышленности региона провели семинар на тему «Как малому предприятию, оказывающему транспортные услуги, получить муниципальную и государственную поддержку».

На протяжении нескольких лет вместе с ГИБДД и компанией МТС мы продолжаем реализацию проекта по оперативному информированию перевозчиков о том, что из-за сложных погодных условий въезд в Новосибирск большегрузным автомобилям запрещен. Транспортные компании получают соответствующую смс-рассылку.

В этом году решением Правления Ассоциации было создано представительство СААП в Алтайском крае. Официальным представителем ассоциации в регионе стал Алексей Викторович Паженцев. В короткий срок ему вместе с нашими алтайскими коллегами-перевозчиками удалось добиться ощутимых успехов в защите интересов предпринимателей.

Одна из основных задач ассоциации — установление диалога с властью. Мы продолжаем работать в тесном контакте со всеми структурами: надзорными органами, департаментами и комитетами, которые так или иначе оказывают влияние на дорожно-транспортный комплекс. С представителями власти проводим совместные мероприятия по злободневным вопросам. Например, вместе с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области провели круглый стол о путях решения кадровой проблемы в сфере грузоперевозок. В уходящем году у нас появился и новый союзник во властных структурах. В поддержку грузоперевозчиков и в ситуации с «Платоном», и в нашей борьбе за более справедливую систему весового контроля  неоднократно  выступал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Александрович Вязовых.

На новый этап в 2016 году вышло наше сотрудничество с Управлением ГИБДД и общественной организацией «Форпост». Мы начали долговременную акцию по поощрению водителей за безаварийное и дисциплинированное вождение. Благодарственные письма руководства УГИБДД уже вручены лучшим водителям  компаний «Лонгран логистик», «Континент», «Сибирский экспедитор» и «Сиб-Трак».

Коллеги, транспортная отрасль была и остается кровеносной системой экономики. Грузы всегда будут перемещаться, в том числе и автотранспортом. Даже несмотря на самые неблагоприятные внешние условия, ряд компаний-членов ассоциации продолжают  динамично развиваться и увеличивают свои автопарки. В этом плане можно отметить компании «Сиб-Трак» (Юрий Владимирович Брусенко), «Сибирский экспедитор» (Сергей Егорович Минор), «Лонгран-Логистик» (Андрей Анатольевич Атланов), «ТЛК «Континент» (Алексей Николаевич Лядусов). Есть примеры, когда перевозчики начинают бизнес в смежной отрасли. Например, Василий Аркадьевич Квардаков («РосТранс») создал компанию по ремонту авторефрижераторов (она называется «СибТрансКолд» и тоже входит в нашу ассоциацию). Сибирский дилер «Скании» компания «СибТракСкан» под руководством Евгения Вениаминовича Королева успешно развивает сеть своих филиалов в Омске, Барнауле, Томске, Искитиме.

Уважаемые коллеги и уважаемые гости! Завершая свое выступление, хочу от имени ассоциации высказать искренние слова благодарности всем руководителям органов власти, которые принимают участие в работе нашей конференции, всем тем, кто слышит нас и откликается на наши проблемы.

Я благодарен всем членам ассоциации за активную работу в уходящем году. В первую очередь хочется сказать слова признательности членам Правления. Ваша мудрость, опыт и смелость позволяют  нам всем оставаться на острие проблем и при этом принимать выверенные решения.

Еще раз хочу искренне поблагодарить всех, кто в уходящем году активно принимал участие в работе ассоциации, в том числе в акциях протеста. Хотел бы выразить свое уважение тем, кто в тяжелейших экономических условиях продолжает развивать бизнес в сфере грузоперевозок! Спасибо Вам за труд, за вашу работу и ее результаты!

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики