30.06.2008

Увеличение транспортного налога не отразится на транспортной инфраструктуре
Ирина Колодина
«Российская Бизнес-газета» №659 от 24 июня 2008 г.

Москва приняла в первом чтении законопроект о повышении транспортного налога в 1,5 раза. Не исключено, что пример со столицы возьмут и другие регионы России, поскольку транспортный налог поступает в региональные бюджеты и идет на содержание дорог. Так что местные власти кровно заинтересованы в его росте. Эксперты же обращают внимание на то, что для восстановления дорожного хозяйства требуется принимать совсем другие меры, а поступления из кармана автовладельцев в любом случае покрывают лишь незначительную часть расходов на содержание и строительство дорог.

Напомним, что размер транспортного налога устанавливается законами субъектов Федерации. Приведенные в Налоговом кодексе ставки могут быть увеличены или уменьшены региональными властями, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

Принятым московскими властями законопроектом предусматривается изменение ставок транспортного налога в зависимости от категории и мощности транспортных средств. К примеру, для легковых автомобилей мощностью до 125 лошадиных сил сохраняются действующие налоговые ставки мощностью свыше 125 лошадиных сил — повышаются в 1,5 раза.

Согласно поправкам авто мощностью до 70 лошадиных сил налогом облагаться не будут, за машины с двигателями мощностью 70-100 лошадиных сил придется заплатить налог 7 рублей за л.с., за автомобили мощностью 100-125 л.с., как и сейчас, владельцы будут платить 20 рублей за л.с.. Ставка для автомобилей мощностью 125-150 л. с. возрастет с 20 до 30 рублей за л. с., для машин от 150 до 200 л. с. — с 30 до 45 рублей, за авто от 200 до 250 л. с. ставка увеличится с 50 до 75 рублей. А автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил будут облагаться налогом в 150 рублей за одну лошадку.

Меняются и налогообложение грузовиков. Для автомобилей старше пяти лет ставки повышаются в 1,5-1,6 раза. Кроме того, меняется срок уплаты налога с 1 апреля на 1 июля. Авторы законопроекта считают, что поступления в бюджет Москвы от увеличения ставок транспортного налога, по предварительной оценке, вырастут в 1,4 раза.

«В общем и целом, разграничение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателей и срока службы соответствует международной практике. Большие машины наносят больше ущерба окружающей среде и дорожному покрытию, в связи с чем взимание с их владельцев большего налога вполне оправданно. Что же касается повышения транспортного налога по грузовикам со срокам службы более пяти лет — эти меры должны стимулировать организации обновлять свой автомобильный парк и покупать новые автомобили как более безопасные и экологичные. Остается только надеяться, что возросшие поступления от налога будут использованы правительством Москвы по назначению — на развитие транспортной сети города и улучшение качества дорог», — говорит Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты компании «Развитие бизнес-систем».

Мысль о необходимости повышения транспортного налога посещает столичные власти не впервые, говорит Елена Антонова, консультант по праву отдела консалтинга «Финэкспертиза». Аналогичная попытка была предпринята летом 2007 года. Законопроект, увеличивающий транспортный налог с 1 января 2008 года, поступил на рассмотрение в Мосгордуму, но был отозван на доработку из-за протестов автомобильной общественности. Автомобилисты и депутаты критиковали предложенную шкалу индексирования ставок для расчета налога. Возникает ощущение, что принятие закона просто оттянулось на время, пока «страсти не поулягутся», говорит эксперт.

Для недовольства автомобилистов есть основания, ведь многие проблемы пока не решаются — пробки, загазованность, состояние дорог. Повышение налога, суть которого — финансирование строительства и ремонта автодорог, должно быть подкреплено конкретными ответными мерами правительства, направленными на улучшение автотранспортной ситуации и экологии. По оценкам экспертов, нынешнее увеличение, если оно будет одобрено депутатами, принесет в бюджет города порядка 2,5-3 миллиардов рублей. В год же в бюджете столицы на эти нужды закладывается порядка 70 миллиардов рублей. Увеличение налога этот расклад не изменит.

Более того, как свидетельствуют результаты социологического исследования «Оценка влияния автодорожной структуры на развитие бизнеса в регионах», выполненного совместно «Деловой Россией» и ВЦИОМ, для решения этой проблемы нужно принимать совсем другие меры.

Одна из основных проблем, препятствующих развитию автодорожной сети, полагает член генсовета «Деловой России», Сергей Фахретдинов — отсутствие ответственности как заказчика, так и подрядчика за дорогу, которую он строит. При этом подрядчику выгодно строить некачественно, а затем ремонтировать.Eще одна проблема — крайне низкий уровень конкуренции между строительными фирмами. Отсутствие конкуренции и коррупция приводят к тому, что средняя стоимость строительства 1 км дорог в России оказывается существенно выше.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики