«Деловая Россия» и отраслевые промышленные ассоциации написали серию обращений к чиновникам с идеей смягчить ограничения на проезд грузовиков по дорогам во время весенней распутицы и в жаркую погоду. Убытки от нынешней практики таких ограничений авторы писем оценивают в десятки миллиардов рублей. По расчетам Федерального дорожного агентства (Росавтодор), цена вопроса выше — если ограничения не вводить вообще, расходы на ремонт дорог могут составить 1,1 трлн руб., а потребность в ремонте увеличится на 390 млрд руб.
Как стало известно «Ъ», «Деловая Россия» обратилась в Росавтодор с просьбой установить более высокие значения допустимой нагрузки на ось грузового транспорта в период весенней распутицы. Такое письмо за подписью вице-президента объединения Елены Бочеровой ушло в Росавтодор, аналогичные обращения Центр мониторинга развития промышленности отправил замглавы Минэкономики Савве Шипову, а Национальный кровельный союз — замглавы Минпромторга Глебу Никитину (копии есть у «Ъ»).
Поясним: федеральное законодательство с 2011 года позволяет вводить ограничения на осевую нагрузку транспорта на отдельных участках дорог на 30-дневные сроки в апреле-мае, а также летом — чтобы избежать лишней нагрузки на дорожное полотно. Ограничения не распространяются на перевозки продовольствия, лекарств, топлива, почты и дорожно-строительной техники, а также на международные перевозки грузов и пассажиров, но затрагивают другие отрасли.
В 2017 году Росавтодор предложил ограничить нагрузку 6 тоннами для одиночной оси, 5 тоннами — для двухосной тележки, 4 тоннами — для трехосной тележки. Проект акта и список дорог, на которые распространятся ограничения, размещены на regulation.gov.ru; общественное обсуждение документа на сегодня уже закончено.
В письмах (есть у «Ъ») нормативы названы «чрезмерно жесткими» — их авторы предлагают повысить предел нагрузки на одну тонну (до семи, шести и пяти тонн соответственно). Как говорится в обращениях, если предлагаемые Росавтодором показатели будут введены, убытки «в целом по стране могут составить десятки миллиардов рублей». Производители промышленной продукции «будут вынуждены использовать не более 30% номинальной грузоподъемности» транспорта, говорится в письмах, «а вместо одной десятитонной фуры в среднем может понадобиться семь-десять малотоннажных грузовиков». Авторы обращения считают, что это приведет в целом по стране к ухудшению экологической и транспортной обстановки — «за счет проезда большего количества техники, к увеличению нагрузок на дорожное полотно, росту тарифов на перевоз промышленных товаров, а также, как следствие, к значительному повышению отпускных цен на готовую продукцию (не менее чем в два раза)». Кроме того, в общественном обсуждении на regulation.gov.ru высказываются предположения (их авторы не указали свои компании), что если ограничения введут, «все будут платить взятки на дорогах и возить дальше продукцию».
В пояснительных документах Росавтодора сейчас указано, что ограничения вызовут невозможность реализации отдельных товаров в сельской местности — например, автомобилей и бытовой техники. По расчетам ведомства, суммарный ущерб бизнесу от ограничений можно оценить в 320 млрд руб.— но это «в 1,2 раза ниже дополнительных затрат, связанных с возможным разрушением дорожных одежд» в период ограничений. Как отмечают разработчики, если не ввести ограничения вообще, суммарный расчетный размер вреда составит 1,1 трлн руб., а потребность в ремонте увеличится на 390 млрд руб. Протяженность автомобильных дорог, рекомендуемых для временного ограничения движения из-за погоды, составляет в общем объеме не более 47%, считают разработчики. Отметим, при этом система «Платон», создававшаяся, чтобы частично компенсировать ущерб дорогам от проезда по ним грузовиков тяжелее 12 тонн, перечислила в бюджет за год работы 16,7 млрд руб.
В Росавтодоре, впрочем, обещают «рассмотреть и учесть мнения транспортных организаций».
Софья Окунь, Иван Буранов