23.09.2019

Эксперимент по проверке полисов ОСАГО с помощью дорожных камер многим водителям помог узнать, что их полисы поддельные, подчеркнул директор по информационным технологиям Российского союза автостраховщиков (РСА) Алексей Самошин, подводя промежуточные итоги запущенного в Москве пилотного проекта. Правда, хотя бы приблизительное количество тех, кто должен быть благодарен за новые функции комплексов фотовидеофиксации, представитель Союза не назвал.

Озвучено только число — 10,6 тыс.: столько уведомлений об отсутствии полиса ОСАГО было разослано за время проведения эксперимента. Какое-то количество из адресатов (то ли 1%, то ли 7% от общего числа), недоумевая по поводу полученного письма (потому что страховку в свое время они оформляли), позвонили на «горячую линию» РСА, и половина из позвонивших узнали, что их страховка на самом деле «липовая».

Впрочем, проблема с подлинностью полисов ОСАГО действительно есть. По оценкам РСА, по дорогам страны ездит порядка 4 млн. автомобилистов, застраховавших свою ответственность у мошенников (всего в России на начало этого года зарегистрировано 51,8 млн. машин).

Эксперты отмечают, что часть из них точно не подозревают, что заключили поддельные договоры. Мошенники, у которых, как очевидно, есть доступ к базе страховых компаний, звонят накануне окончания действия полиса и, представившись агентами, предлагают его продлить. При этом они не заговаривают ни о каких заоблачных скидках, четко называют действительную стоимость, тариф, коэффициенты и пр. И даже настойчиво рекомендуют сразу же проверить полис по базе РСА.

На сайте РСА есть два сервиса, позволяющие проверить полис ОСАГО. Один покажет, является ли договор действующим (этим мошенники и пользуются: договор может быть действующим, но оформленным на другого автовладельца и на другое транспортное средство). Второй предоставит сведения (VIN-номер) об автомобиле, вписанном в полис.

У нас вообще получилось интересно: мы ввели один и тот же, «левый», номер ОСАГО — и по одной базе вышло, что полис действующий, а по другой, что утратил силу.

Часть же автомобилистов не знают, но могут догадываться о том, что с их полисами что-то не так. Поскольку приобретали их, купившись на большие скидки, в сомнительных местах или на не менее сомнительных сайтах.

Именно высокая цена страхования, по мнению экспертов, является причиной того, что поддельные договоры страхования по-прежнему в ходу.

По последним данным, средняя стоимость полиса ОСАГО сейчас составляет 5 394 рубля. И хотя РСА весь этот год не устает рапортовать о постоянном ее уменьшении (за восемь месяцев по сравнению с прошлым годом средняя премия, по расчетам Союза, снизилась на 5,44%), со следующего года «автогражданка» может значительно подрасти.

В Государственной Думе находится подготовленный Министерством финансов законопроект, который, во-первых, отменяет «социальные» коэффициент преимущественного использования автомобиля (с 1-го января 2020-го года) и коэффициент его мощности (с 1-го октября 2020-го года). Во-вторых, разрешает страховщикам учитывать стиль вождения страхователя (резкость маневров и пр.) и количество допущенных им нарушений ПДД (выезд на встречную полосу, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора). И в-третьих, дает страховым компаниям право увеличивать максимальную базовую тарифную ставку и уменьшать минимальную (с 1-го января 2020-го года — на 40%, с 1-го октября 2020-го года — на 30%).

В Министерстве финансов уверяют, что благодаря этим нововведениям стоимость ОСАГО может снизиться до 2 500 рублей, но только для «идеальных», а не «средних» водителей.

Что примечательно, с 29-го октября этого года должен несколько измениться порядок «регистрации» полисов: и электронному, и бумажному будет присваиваться уникальный номер. Считается, что таким образом удастся избежать двойного учета и упростить жизнь автомобилистам (электронный документ не придется распечатывать), но усилит ли это контроль за оборотом полисов при условии, что у мошенников есть доступ к базе страховщиков, непонятно.

Напомним: пилотный проект по проверке наличия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер после неоднократных переносов стартовал в Москве то ли в мае, то ли в августе этого года.

РСА в этот раз о запуске эксперимента не предупреждал. О том, что он уже проходит, благодаря изданию «Коммерсантъ» стало известно в августе. При этом в публикации отмечалось, что «первые машины [были] обнаружены без полиса еще 21-го мая».

На первых порах тем, кто ездит без ОСАГО, приходят только уведомления о необходимости застраховать свою автогражданскую ответственность. С нового года, если эксперимент будет признан успешным, а система — отлаженной, нарушителям начнут присылать уже настоящие «письма счастья» — в виде постановлений с суммой штрафа (800 рублей).

Следующими городами, по заявлением РСА, где дорожные камеры переведут на новые функции, станут, скорее всего, Санкт-Петербург и Казань, после — и все остальные регионы.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики