Компании, которые владеют грузовиками массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату за вред дорогам. Однако дорожный сбор все еще вызывает массу вопросов. Портал «Учет.Налоги.Право» разъясняет, как подтвердить расходы на сбор и как его платить.
Как подтвердить расходы на дорожный сбор с грузовиков
«…У нас есть грузовики с разрешенной массой свыше 12 тонн. Платим сбор за вред автодорогам. Оператор не выдает акты или другие документы с подписями. Все сведения есть только в личном кабинете на сайте platon.ru. Какие документы подтверждают расходы?..»
Расходы подтверждают документы от оператора со сведениями о начисленном сборе и путевой лист. Новую плату за вред автодорогам компания вправе списать в расходы (письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133). Подтвердят такие траты документы, перечисленные в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504. Это платежка на перечисление дорожного сбора, отчет или квитанция оператора с данными о начисленном и списанном сборе и маршруте движения. Кроме того, нужен путевой лист с маршрутом следования автомобиля.
Оператор не представляет отчеты о начисленном и списанном сборе. Поэтому подтвердить расходы можно выпиской из лицевого счета. Распечатать ее можно в личном кабинете на сайте platon.ru. Также можно составить бухгалтерскую справку-расчет с обоснованием размера сбора за вред дорогам. Образец есть в «УНП» № 46, 2015.
Дорожный сбор платит собственник или арендатор
«…Купили два грузовика массой более 12 тонн. Один из них сдаем в аренду. А другой используем в своей деятельности. Кто должен платить дорожный сбор с арендованной машины?..»
Платить сбор должны владельцы грузовиков. Это могут быть собственники или арендаторы, которые владеют автомобилем на законном основании.
По правилам до начала движения владельцы грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн должны внести плату за возмещение вреда дорогам. Она составляет 1,53 рубля за 1 км пути (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504).
Владельцами являются не только собственники, но и арендаторы имущества. Они владеют и пользуются автомобилем на основании договора аренды (ст. 632, 642 ГК РФ). Если фактическим владельцем машины становится арендатор, то и дорожный сбор он платит сам. Это нам подтвердил оператор «РТ-Инвест Транспортный Системы», который взимает плату за возмещение вреда автодорогам. Поэтому в договоре аренды стоит записать, что арендатор обязуется оплачивать все сборы за проезд по федеральным трассам, установленные законодательством.
Как посчитать стоимость перевозки с учетом нового дорожного сбора
«…Мы транспортная компания на общей системе. С 15 ноября вводится плата за вред автомобильным дорогам в размере 3,73 рубля за километр проезда. У нас есть грузовики массой свыше 12 тонн, поэтому мы будем платить сбор. Планируем увеличить на сбор стоимость наших услуг, причем плату за вред дорогам будем выделять в документах. Надо ли начислить еще и НДС на сумму сбора?..»
Дорожный сбор потребуется включить в базу по НДС.
В базу по НДС надо включить все суммы, которые компания получает от заказчиков в связи с оказанием услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). По новому дорожному сбору разъяснений пока нет, но Минфин делал аналогичные выводы, к примеру, в отношения штрафов за простой автомобилей (письмо от 01.04.2014 № 03-08-05/14440).
Если компания перекладывает сбор на своих заказчиков, то есть риск, что контрагенты не смогут заявить вычет НДС с дорожной платы. Чиновники считают, что при возмещении затрат поставщик должен составить счет-фактуру в одном экземпляре, а НДС определить по расчетной ставке 18/118 (письмо Минфина России от 22.10.2013 № 03-07-09/44156). У контрагента в этом случае нет права на вычет.
Чтобы заказчик перевозки не лишился вычетов, есть смысл не выделять сбор в документах. Достаточно увеличить на новую плату общую стоимость услуг. При этом компания вправе списать дорожный сбор в расходы (письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).
Опубликовано на сайте www.ati.su со ссылкой на газету «Учет. Налоги. Право».